"Центр тяжести" смещается в Центральную Азию — эксперты о саммите глав стран СНГ в Бишкеке

© Пресс-служба МИД РФ / Перейти в фотобанкXVIII заседание руководителей органов безопасности и разведслужб стран-членов СНГ. Архивное фото
XVIII заседание руководителей органов безопасности и разведслужб стран-членов СНГ. Архивное фото  - Sputnik Узбекистан, 1920, 16.10.2023
Подписаться
Содружество остается надежным, эффективным и востребованным форматом сотрудничества в рамках которого государства-участники выстраивают отношения на принципах партнерства, взаимной выгоды и учета интересов друг друга.
ТАШКЕНТ, 16 окт — Sputnik. В Бишкеке 13 октября состоялось очередное заседание Совета глав государств СНГ. Лидеры Узбекистана, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Туркменистана обсудили углубление и укрепление интеграционных процессов, вопросы безопасности, гуманитарного сотрудничества и торгово-экономического взаимодействия.
Во время встречи в Бишкеке лидеры стран приняли решение, что председательство в СНГ в 2024 году переходит к Российской Федерации, а следующий саммит пройдет в Москве 8 октября 2024 года.
Несмотря на критику о неэффективности, СНГ остается важной площадкой для обсуждения как региональных вопросов сотрудничества, так и глобальной повестки, считает эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
© Sputnik / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкСтанислав Притчин — эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН
Станислав Притчин  - Sputnik Узбекистан, 1920, 16.10.2023
Станислав Притчин — эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН
"Независимо от того, что ряд стран приостанавливают свое участие в Содружестве, организация остается важной площадкой для решения региональных вопросов и обмена мнениями. И можно признать, что в целом "центр тяжести" смещается в Центральную Азию", — говорит Станислав Притчин.
Поэтому, по мнению эксперта, эта площадка максимально важна для центральноазиатского сотрудничества.
"На сегодняшний день Содружество представляет собой институционализированный, с хорошей нормативно-правовой базой формат российско-белорусского сотрудничества с Центральной Азией, — объясняет Станислав Притчин. — Здесь происходит диалог с высоким уровнем доверия, есть возможность обсуждать самые острые, самые насущные вопросы и принимать по ним совместные решения".
На этот раз результатом совместных обсуждений стало подписание ряда важных документов, среди которых заявления лидеров СНГ о принципах межгосударственных отношений в многополярном мире, защите права человека и гражданина на свободу вероисповедания, поддержке и продвижении русского языка как языка межнационального общения.
В частности, участники саммита подписали Договор об учреждении Международной организации по русскому языку. С такой инициативой в свое время выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Ожидается, что новая организация укрепит дружбу, взаимопонимание, отношения добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества между странами, а также поможет продвижению русского языка.
Что стоит ожидать от председательства России в 2024 году? Эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров считает, что Россия настроена взаимодействовать со всеми партнерами по СНГ — как в контексте своего председательства в Содружестве, так и традиционных двусторонних форматах.
© Из личного архива Равшана НазароваРавшан Назаров — эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз
Равшан Назаров - доцент кафедры Иностранные языки и гуманитарные дисциплины Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Sputnik Узбекистан, 1920, 16.10.2023
Равшан Назаров — эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз

"Россия настроена на активную работу по дальнейшему укреплению авторитета СНГ как интеграционного объединения и развитию всестороннего сотрудничества в рамках Содружества на принципах взаимопонимания, доверия, равноправия, добрососедства, — убежден эксперт. — Серьезное внимание будет уделено углублению экономической интеграции, включая взаимодействие в сфере цифровизации, энергетики, промышленной и аграрной кооперации, транспорта, связи, экологии, инноваций".

По мнению Станислава Притчина, "возможны новые направления сотрудничества с учетом большого запроса на взаимодействие в банковской сфере, возможно создание резерва региональных валют для активизации экономического сотрудничества.
Все участники саммита отметили положительную динамику развития в этом направлении. В частности, по данным Агентства статистики внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ в 2022 году достиг $19 179,0 млн. Из них объем экспорта составил $7 855,2 млн, а объем импорта — $11 323,8 млн.
Как отметил Владимир Путин, объем грузоперевозок в СНГ вырос на 7 %, поэтому, подчеркнул российский лидер, важно развивать транспортную инфраструктуру.

"Транспортно-логистическая инфраструктура является одной из основ укрепления и развития торгово-экономического сотрудничества между странами СНГ, — говорит Равшан Назаров. — Неслучайно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что необходимо воспользоваться нашими уникальными географическими преимуществами и связать глобальные рынки, превратив наш регион в крупнейший транспортно-логистический хаб. В условиях формирования новой экономической географии мира и роста торговых потоков это направление обретает стратегическую значимость".

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также высказался "о формировании альтернативных торгово-логистических маршрутов, создании коротких и более эффективных цепочек добавленной стоимости, максимальном использовании резервов взаимодополняемых экономик наших стран, стимулировании бизнес-контактов".
При этом, уточняет Равшан Назаров, президент внес конкретные практические предложения. В частности:
пересмотреть положения Договора о зоне свободной торговли в части изъятий (прошло много времени с момента его подписания, и необходимо привести данный документ в соответствие с целями и задачами текущего момента);
синхронизировать национальные программы импортозамещения;
предоставить странам СНГ на взаимной основе преференциальный доступ к рынку госзакупок;
создать совместные оптово-распределительные и логистические центры;
стимулировать развитие электронной торговли.
По мнению Равшана Назарова, экономика стран СНГ в 2023 году характеризуется различными стратегиями развития.

"Если ряд стран СНГ активно развивают торговые и инвестиционные связи с Европой, Азией и Ближним Востоком, то другие ориентируются преимущественно на сотрудничество в рамках Таможенного союза и ЕАЭС. На долю четырех ведущих стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан) приходится 90-93 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ", — объясняет Равшан Назаров.

Ключевыми моментами дальнейшего социально-экономического развития стран СНГ и усиления их торгово-экономического взаимодействия по мнению политолога станут:
дальнейшее реформирование экономики, развитие социально-ориентированных рыночных отношений;
повышение эффективности производства, расширение его диверсификации и отраслевого разнообразия;
дальнейший рост прямых иностранных инвестиций (особенно из таких стран как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии);
увеличение экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью;
более рациональное использование высоких доходов от продажи энергоресурсов.
Кроме того, говорит эксперт, необходимо укреплять экономическую, энергетическую, продовольственную безопасность, региональное сотрудничество и интеграцию в рамках СНГ, ЕАЭС, ШОС, упрощать таможенные правила и расширять рынки сбыта товаров и услуг.
Особенно это становится актуальным в контексте того, что страны взаимодействуют на фоне сложной геополитической обстановки. В связи с этим одним из важнейших остается вопрос безопасности.

"Данный вопрос является одним из ключевых в современном мире и особенно в регионе Центральной Азии, непосредственно граничащим с одной из самых неспокойных стран мира — Афганистаном, уже много десятилетий являющемся "головной болью" мирового сообщества", — говорит Равшан Назаров.

Поэтому неслучайно, что в ходе саммита лидеры стран приняли ряд соответствующих документов, среди которых Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2024 — 2028 годы, а также Соглашение об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Лента новостей
0