Президент РФ В. Путин принимает участие в саммите Группы двадцати в Гамбурге

Курилы и куры. Чем важна для России предстоящая "Двадцатка"

462
(обновлено 13:08 27.06.2019)
Предстоящий саммит — действительно масштабное событие. Кроме делегаций из "Группы двадцати", Осаку посетят представители еще восьми стран, в том числе Вьетнама, Таиланда, Испании, Нидерландов.

ТАШКЕНТ, 27 июн — Sputnik, Софья Мельничук. Саммит "Большой двадцатки", стартующий в японской Осаке 28 июня, уже доставил местным жителям большие неудобства. Город готовится принять десятки тысяч иностранных гостей, что для японцев всегда испытание. Хотя "Большая двадцатка" — про экономику, политическая повестка тоже не на втором плане. Чего ждать от "Группы двадцати" на этот раз — в материале РИА Новости.

Радость не для всех

Осака, принимающая "Большую двадцатку" в этом году, — третий по численности населения мегаполис Японии. И многим его жителям пришлось скорректировать планы на выходные. Из-за наплыва гостей не только передвигаться по городу, но и выехать из него непросто. "Мы хотели отправиться в Киото на выходные. И куда теперь? Я живу в Тояме (город в префектуре Осака). Мне сколько добираться-то придется? Пусть вон в Токио встречаются", — жалуется в разговоре с корреспондентом РИА Новости один из осакцев.

Еще одна причина недовольства — внеплановые выходные для учащихся почти пятисот образовательных учреждений, включая детские сады. Из-за того, что 27 и 28 июня дети не учатся, заниматься ими придется родителям, которым выходных не дали.

Движение по городу ограничено, многие общественные места закрыты. Некоторые кафе и магазины, опасаясь, что из-за саммита посетителей будет немного, тоже решили не работать. Местные сетуют: непонятно, где покупать продукты в предстоящие дни.

В то же время гостей в Осаке встречают с песнями и плясками. Коллектив Obachaaan, что буквально переводится с японского как "Пожилые женщины", выпустил ролик, в котором певицы приглашают участников саммита в гостеприимную Осаку. Женщины танцуют, поют, предлагают прохожим конфеты и любезно указывают дорогу заплутавшим.

Предстоящий саммит — действительно масштабное событие. Кроме делегаций из "Группы двадцати", Осаку посетят представители еще восьми стран, в том числе Вьетнама, Таиланда, Испании, Нидерландов. На форуме аккредитовались около семи тысяч журналистов.

Встреча, повисшая в воздухе

Накануне саммита Дональд Трамп заявил, что готов встретиться с Владимиром Путиным, чем, кажется, застал врасплох даже свою администрацию. Встреча долгое время, как выражались официальные лица, "висела в воздухе", и ее до последнего "не исключали". Но пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что никаких документов к подписанию не готовится.

В любом случае сторонам есть что обсудить. В частности, подробности ближневосточной "сделки века", а также отмену санкций в отношении Дамаска и урегулирование ситуации в Сирии. О последнем, предположительно, разговаривал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев с американским коллегой Джоном Болтоном во время недавней встречи в Израиле.

Обе администрации в течение месяца активно подогревали интерес к саммиту. Путин не раз сетовал на деградацию российско-американских связей. "За последние годы в отношении России действующая администрация приняла уже, по-моему, несколько десятков решений, связанных с санкциями", — напоминал он. При этом до сих пор не разрешен конфликт, из-за которого сорвалась предыдущая встреча лидеров, — также на саммите "Большой двадцатки" в Буэнос-Айресе в декабре прошлого года. Тогда Трамп отменил мероприятие в связи с инцидентом в Керченском проливе.

Недружественный тон

В Соединенных Штатах желание главы Белого дома встречаться с "недружественными" лидерами поддержкой не пользуется. Высказывают опасения, что детали встречи в очередной раз останутся тайной, а стенограмму не опубликуют. На вопрос журналистки, допустят ли в комнату переговоров кого-то помимо переводчиков, Трамп раздраженно ответил, что, "возможно, так будет лучше, потому что люди вообще ничему не верят", и перешел к следующему вопросу.

Разговоры Путина и Трампа за закрытыми дверями беспокоят американцев с самой первой их встречи в Германии. Трамп тогда забрал бумаги с записями у своего переводчика и приказал не распространяться об услышанном. После этого во время ужина он подсел к Путину и общался с ним без свидетелей с американской стороны. О содержании следующих бесед во Вьетнаме также ничего не сообщали. Впрочем, это были разговоры "на ногах", а их темы традиционно не раскрываются. Но американцев это сильно раздосадовало. На двустороннем саммите в Хельсинки летом 2018 года лидеры выступили с совместной пресс-конференцией, но и тут американцы подозревали, что от них утаили нечто важное.

Расследование спецпрокурора Роберта Мюллера о "российском вмешательстве" не доказало сговора Трампа с Москвой. Но это мало что изменило. Один из выдающихся критиков нынешнего президента США, спикер конгресса Нэнси Пелоси заявила, что хочет увидеть Трампа в тюрьме. Оправдание американского лидера не примирило американское общество, а лишь еще больше разозлило сторонников импичмента. Поэтому встреча на полях саммита в Осаке — испытание для Трампа не только во внешней политике, но и во внутренней.

США не нашли доказательств сговора Дональда Трампа и России >>>

В то же время предпосылки для дипломатического потепления между странами есть. В середине мая в Россию впервые с визитом прибыл глава Госдепартамента США Майк Помпео. В Сочи он провел переговоры с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, а затем полтора часа общался с главой российского государства.

Прорывных результатов не было. Но в целом обе стороны оценили переговоры как успешные и многообещающие.

От Курил к курам

С тех пор как в сентябре прошлого года российский лидер внезапно предложил Японии заключить мирный договор без предварительных условий, особое внимание приковано к Курильским островам.

Токио намерен заключить мир при условии, что по Трактату о торговле и границах 1855 года Японии отойдут все четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Однако согласно Совместной декларации 1956 года, Москва готова была рассмотреть передачу Шикотана и Хабомаи после заключения мирного договора, судьба еще двух островов в документе не рассматривалась. В то же время российское руководство настаивает на том, что все четыре острова отошли России по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними обсуждению не подлежит. В 2018 году стороны приступили к переговорам по заключению мира, однако это привело к тому, что другой важный аспект российско-японского сотрудничества — совместная хозяйственная деятельность на Курилах — застопорился.

Как писали японские СМИ со ссылкой на источники в руководстве Сахалинской области, какое-либо соглашение о совместной хоздеятельности на встрече Путина и Абэ заключить не удастся. По их данным, несмотря на интенсивное обсуждение совместных проектов в морском хозяйстве, утилизации отходов, туристической сфере, прогресса пока достичь не удалось. От конкретных решений отвлекают разговоры о территориальных спорах и мирном договоре.

Результаты есть в гуманитарном направлении: в 2016 году Москва и Токио условились разрешить японцам посещать могилы родственников на островах. В рамках программы безвизового обмена 60 японцев в мае отправились на Курилы. Столько же жителей Курил, преимущественно подростки 12-17 лет, позднее побывали на острове Хоккайдо.

Путин и Абэ обсудят другой, чуть менее важный элемент сотрудничества — поставки куриного мяса. Недавно стало известно, что Япония собирается разрешить импорт российской курятины, чтобы поддержать и расширить экономические связи двух стран. Как отмечали японские СМИ, Абэ намерен одобрить куриный импорт, чтобы приблизить заключение мирного договора. Россия в ответ обязуется закупать у Японии больше мраморной говядины.

462
Теги:
Япония, саммит, Курильские острова, G20, Россия

Главный дипломат Евросоюза объявил конец века Америки

5579
Вашингтон ослабел, Евросоюз чувствует, что баланс сил поменялся и что жесточайший конфликт по линии Вашингтон — Пекин открывает для Евросоюза большое окно возможностей, в которое нужно успеть запрыгнуть.

Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепп Боррель максимально наглядным образом проиллюстрировал известную политическую поговорку о том, что вовремя предать означает предвидеть. Маститый европейский дипломат, вероятно, пригляделся к ситуации на геополитической арене и решил, что пришло самое время обозначить новый стратегический курс Евросоюза, который, очевидно, будет проходить под девизом "Век Азии начался!", пишет автор РИА Новости.

Собственно, о начавшемся "азиатском веке" и заявил господин Боррель на недавней встрече с немецкими дипломатами. Более того, по версии главы европейской дипломатии, американоцентричный (или находящийся под управлением США) мировой порядок — закончился, как раз в контексте наступления нового этапа исторического развития, в котором Евросоюз уже не готов довольствоваться ролью любимой американской колонии или в лучшем случае младшего партнера Вашингтона, который периодически милостиво разрешал коллективному Старому Свету заниматься неоколониализмом на своих традиционных "охотничьих угодьях" в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Брюссель хочет большего, и эта смелость объясняется очень просто: Вашингтон ослабел, Евросоюз чувствует, что баланс сил поменялся и что жесточайший конфликт по линии Вашингтон — Пекин открывает для Евросоюза большое окно возможностей, в которое нужно успеть запрыгнуть, несмотря на недовольство всех американских сателлитов, находящихся внутри объединенной Европы.

Британская The Guardian приводит довольно смелые тезисы из выступления господина Борреля.

"Аналитики долго говорили о конце американской системы (международных отношений. — Прим. ред.) и наступлении азиатского века. Это сейчас происходит на наших глазах", — заявил главный европейский дипломат. И дал понять, что на Евросоюз в целом сейчас оказывается колоссальное дипломатическое давление как со стороны Вашингтона, так и со стороны Пекина.

Стоит отметить, что сам факт жалобы ведущего европейского чиновника на то, что на Евросоюз "давят в вопросе выбора стороны (конфликта. — Прим. ред.)", уже является, по сути, скандалом, так как предполагает, во-первых, наличие некой свободной воли у политиков, управляющих европейскими странами, а во-вторых, допускает саму возможность того, что Евросоюз станет в фундаментальном геополитическом конфликте на сторону Китая, оказавшись с Америкой по разную сторону баррикад, несмотря за все заверения о наличии общих ценностей, трансатлантической солидарности и принадлежности к общей системе безопасности в виде НАТО.

Но самое интересное — это то, каким образом главный дипломат Евросоюза предлагает решить проблему выбора. Он предлагает отойти в сторону и дать двум претендентам на статус главной державы планеты выяснить отношения без прямого участия Брюсселя в конфликте на стороне Пекина или Вашингтона.

По большому счету Евросоюз через своего ведущего дипломата сделал декларацию о суверенитете. По версии Борелля, европейцы "должны следовать нашим собственным интересам и ценностям и избегать превращения в инструмент той или иной стороны", очевидно, подразумевая нежелание превращаться в пешку в руках Пекина или оставаться пешкой в руках Вашингтона.

Вряд ли Дональд Трамп будет в восторге от такого дезертирства с поля геополитических баталий в исполнении блока, который (по крайней мере, в теории) должен быть самым преданным вассалом США и поддерживать все американские геополитические авантюры. Как уже неоднократно говорили представители ближнего круга американского президента, защита Pax Americana — "американоцентричного мира" и американской гегемонии — это главный приоритет, по отношению к которому не может быть компромиссов.

В этом контексте заявление Борреля о том, что вообще-то американский век закончился, а прямо сейчас наступает век азиатский, не может быть воспринято иначе как предательство, за которое нужно наказать даже не столько конкретного дипломата (который вряд ли выступал в жанре политической самодеятельности), а вообще весь сегмент европейской политической элиты, который внезапно посчитал, что пришло самое время то ли поискать себе другого хозяина (и заигрывает с Пекином), то ли восстановить былое величие и заявить о Евросоюзе как о независимом "полюсе силы" в новом многополярном мире.

Стоит отметить, что и в отношении Китая Боррель не нашел особо теплых слов, заявив скорее о необходимости конфронтации, чем кооперации. "Нам нужна более твердая стратегия в отношении Китая, которая также требует улучшения отношений с демократической частью Азии", — отметил он.

Вряд ли Пекину понравится ситуация, в которой все соседи Китая, с которыми у него есть определенные трения (или настоящие пограничные горячие точки), вдруг начнут получать дипломатическую, экономическую, а также, возможно, технологическую и военную поддержку со стороны стран Евросоюза. С учетом того, что главным автором амбициозной стратегии "возвращения Евросоюза в Азию" вообще-то является президент Франции Макрон, может возникнуть обоснованное подозрение в том, что Евросоюз хочет вернуться даже не к "славным денькам" холодной войны XX века, когда Европа пользовалась на международной арене несравненно большим авторитетом и влиянием, чем сейчас, а сразу — в век XIX, когда европейские державы делили азиатские колонии между собой и зарабатывали астрономические прибыли на своих колониальных проектах.

Предложить соседям Китая, у многих из которых могут быть свои сложности в отношениях с Вашингтоном, некую альтернативную "геополитическую крышу" — это ход, который может показаться некоторым европейским политикам буквально гениальным, ведь новый "азиатский век" не обязательно должен быть "китайским". По крайней мере, с точки зрения Евросоюза "азиатский век" вполне может быть периодом, в котором Старый Свет снова как следует заработает в этом регионе, тем более что в современных условиях можно обойтись без применения военной силы.

С одной стороны, такое внезапное пробуждение европейских геополитических амбиций не может не радовать: "коллективный Запад" окончательно распадается, а Евросоюз так и ищет себе приключений сразу на двух геополитических фронтах — в дипломатической борьбе с Китаем и в торговой войне с США. Но, с другой стороны, становится слегка тревожно за те остатки более-менее стабильной системы международных связей и отношений, которая досталась нам от XX века (и в строительстве которой участвовал наши великие предки) — с учетом желания многих крупных геополитических игроков радикально решить накопившиеся между ними противоречия, есть риск того, что жить ей осталось не очень долго.

5579
Теги:
Европа, Европа, США, США, колумнист

За что Польшу оставили без русского газа и что будет дальше

4494
(обновлено 13:06 28.05.2020)
Цена на газ и СПГ для России — чем выше, тем лучше. Но с точки зрения принятия решений о расширении производств для российского рынка мало что меняется.

Ситуация на газовых рынках продолжает оставаться напряженной: биржевые цены в Европе упали до отметки в 46 долларов за тысячу кубометров, в Азии — до 75 долларов, пишет автор РИА Новости.

Даже "Газпром", несмотря на традиционную политику по сохранению доли рынка, постепенно ограничивает поставки. Из последних новостей можно обратить внимание на прекращение транзита через Польшу. В чем здесь особенность? Шестнадцатого мая закончился долгосрочный транзитный контракт. Одновременно стало известно, что "Газпром" забронировал 80% транзитных мощностей по новым европейским правилам (аукционы) на третий квартал. Но "окно" между 17 мая и 1 июля осталось пустым, здесь проводятся отдельные аукционы. "Газпром" бронировал на них совсем небольшие объемы, а 26 мая и вовсе прекратил прокачку. Образовалась удачная возможность немного сэкономить на польском транзите в период сверхнизких цен. Правда, на июньском аукционе вновь забронирована практически вся мощность (94%).

Обращает на себя внимание тот факт, что кратное падение цен на газ не привело, в отличие от аналогичной недавней ситуации на нефтяном рынке, к угрозе макроэкономической стабильности, а рубль (на фоне умеренного роста нефтяных котировок) даже укрепляется. Это и понятно. Традиционно основные бюджетные — да и валютные — поступления наша страна получает именно от нефтяного сектора, а не от газового. Конечно, в нынешней ситуации падения нефтегазовых доходов каждая копейка, а точнее, цент будет нелишним, но критической ситуации здесь нет.

Если говорить об СПГ, то у экспорта сжиженного газа даже нет пошлины, а у проекта "Ямал СПГ" — и освобождение от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 12 лет, и сниженный налог на прибыль. В сетевом газе существует 30%-ная экспортная пошлина (вне зависимости от цены реализации), а также НДПИ, рассчитываемый по достаточно сложной формуле.

Но экспортерам трубопроводного газа чуть проще: больше возможностей "прикрутить" кран. А что с СПГ? Недавно мы обсуждали, что Катар, как страна, лояльная Соединенным Штатам, которые, в свою очередь, заинтересованы в более высоких ценах для развития своего экспорта СПГ, возможно, будет аккуратнее себя вести на мировом газовом рынке.

Тем не менее пока этот крупный производитель СПГ ведет себя достаточно агрессивно. Почему так получается? Здесь нужно выделить краткосрочный и долгосрочный аспекты.

Во-первых, текущий момент. Экспорт СПГ из США уже снизился почти до 50% от максимумов, но все равно это много. Почему? По законам жанра он должен был остановиться. Газовые цены на внешних рынках уже или ниже (в ЕС), чем внутри США, или очень близки к ним (в Азии). Однако этого не происходит, а владельцы заводов сами производят газ, от которого отказались покупатели (отдав обязательный платеж за сжижение). Почему? Одна из причин связана с тем, что экономически невыгодно снижать загрузку заводов по сжижению, от этого резко падает эффективность процессов.

Но ту же самую логику (желание сохранить работающими заводы — с максимальной загрузкой) можно применить и к СПГ-заводам самого Катара, и других производителей, включая Россию. При этом и у Катара, и у России ситуация выглядит лучше. И дело не только в более дешевом газе для сжижения. Важный вклад в экономику заводов вносит попутно добываемый конденсат (совсем грубо — сверхлегкие фракции нефти). Добыча конденсата происходит одновременно с газом, поэтому нельзя добыть и продать выгодный конденсат, не производя СПГ. За счет конденсата операционная (то есть без учета капзатрат и ранее гарантированных платежей) себестоимость становится небольшой, примерно соответствующей текущим ценам. США эта логика не касается, там на заводы поступает "сухой" газ, без конденсата.

В результате и Россия даже увеличила экспорт СПГ в апреле (по сравнению с апрелем прошлого года). А в первом квартале загрузка "Ямала СПГ" вообще составляла 122% от проектной мощности!

"Газпром" менее агрессивен в продажах, но себестоимость его экспорта по операционным затратам также очень невелика. Большая часть трубопроводов находится под контролем самого "Газпрома" либо работает по принципу "качай или плати". Персонал тоже на местах и в любом случае получает зарплату. Топливом для газоперекачивающих агрегатов является тот же газ. В результате российское голубое топливо (по операционным затратам) оказывается выгодно продавать до тех пор, пока цена не падает ниже 50-55 долларов за тысячу кубометров.

Не менее важна и долгосрочная перспектива, где цены будут зависеть от будущего баланса спроса и предложения. В каких масштабах будут строиться новые производства?

И здесь Катар — по крайней мере, пока — демонстрирует агрессивную политику: на днях подтверждены планы по росту мощностей по сжижению с текущих 77 до 110 миллионов тонн к 2025 году и до 126 миллионов к 2027 году. Нельзя сказать, что мы видим здесь что-то новое. Об этих планах по расширению производств с 77 до 126 миллионов тонн было известно давно. Вопрос здесь — в сроках начала работ. Чтобы запустить производство в 2025 году, стройку желательно начать уже в 2021-м.

Так или иначе, расширение катарских мощностей в срок (а это плюс 49 миллионов тонн), если оно состоится, безусловно, окажет давление на цены. В этом случае США не смогут запустить как минимум часть своих новых СПГ-проектов в прежней ценовой модели. В каком-то смысле можно говорить о том, что Катар может лишь "отобрать" часть заводов по сжижению у США, которые были бы в противном случае построены.

А что это значит для нас? Понятно, что цена на газ и СПГ для России — чем выше, тем лучше. Но с точки зрения принятия решений о расширении производств для российского рынка мало что меняется. За некоторым исключением, перспективные российские СПГ-проекты находятся в группе наиболее низких по себестоимости, что позволяет принимать решения о строительстве с минимальной оглядкой на мировую конъюнктуру.

Многое будет зависеть от спроса, который прогнозировать не так просто. Кстати, если посмотреть относительно недавнюю (правда, "докоронавирусную") презентацию одного из американских проектов по строительству заводов СПГ компании Tellurian, то можно увидеть картину дефицита на рынке к 2025 году в 200 миллионов тонн мощностей. Смысл презентации: нужно строить, строить и строить. Разгадка проста — в этой модели годовой прирост спроса на СПГ прогнозируется на уровне 9,3% (на основании предыдущего периода), что выглядит слишком оптимистично. Тем не менее именно труднопрогнозируемый спрос в конечном счете определит будущие цены и покажет, кто был прав, а кто нет при принятии инвестрешений.

И конечно, ключевым моментом становится механизм ценообразования на новый СПГ. Американские проекты тоже имеют право на существование — если только, к примеру, гарантированно будут продавать свой газ не по ценам, рассчитываемым на основе цен на газ в США плюс цена сжижения, а по биржевым ценам, будь то в Европе или Азии. Но найдутся ли желающие взять на себя риски такого арбитража? Для прочих проектов наблюдение за ценообразованием при заключении долгосрочных контрактов также становится очень интересным: каким будет в них соотношение спота и долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой и с каким дисконтом к цене нефти будет продаваться СПГ.

4494
Теги:
Газ, газ, Россия, Россия, Польша, колумнист
First Ratings by Russian-Chinese Agency to Be Released in 2015

В Минюсте рассказали о правах предпринимателей-экспортеров

10
Ввоз продукции на территорию страны и вывоз могут быть запрещены только в соответствии с законодательством и международными договорами. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность предпринимателей.

ТАШКЕНТ, 28 мая - Sputnik. Специалисты министерства юстиции предупредили уполномоченных руководителей в регионах о недопустимости воспрепятствования деятельности предприятий-экспортеров.

Анализ ситуации показал, что для повышения показателей экспорта некоторые руководители в регионах ставят перед экспортерами искусственные барьеры.

В частности, при транспортировке продукции из одного региона в другой возникают случаи, когда должностные лица препятствуют в пересечении территорий экспортерам из других регионов или требуют зарегистрироваться на территории, из которой субъект предпринимательства осуществляет экспорт продукции.

Стоит отметить, что территория Узбекистана считается целостным рынком, а свободное перемещение товаров и услуг в республике является одним из главных принципов рыночной экономики. Изменение показателей экспорта регионов не влияет на общие показатели развития страны.

Вышеупомянутые искусственные барьеры противоречат требованиям действующего законодательства.

Ввоз продукции на территорию страны и вывоз могут быть запрещены только в соответствии с законодательством и международными договорами. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность предпринимателей.

Кроме того, в постановлении президента Узбекистана хокимы и руководители региональных управлений государственных органов предупреждены о персональной ответственности за воспрепятствование экспорту плодоовощной продукции вне зависимости от территориальной принадлежности экспортера.

Узбекистан усовершенствует процедуру экспорта товаров по железной дороге >>

Установление ограничений и требований, не предусмотренных законодательством, связанных с предпринимательской деятельностью, в частности, экспортом, может расцениваться как злоупотребление властью или должностными полномочиями или превышение власти или должностных полномочий и должностные лица, допустившие данное нарушение, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В случае нарушения прав, предприниматели могут обратиться в Телеграм-бот Министерства юстиции @tadbirkor_adliyabot или в "Ассоциацию экспортеров Узбекистана" по номеру 71 2070098.

10
Теги:
Министерство юстиции Узбекистана, предприниматель, Экспорт