В воскресный день в центре Кабула

Есть спрос будет предложение: почему Узбекистан хочет освоить афганский авторынок

752
(обновлено 21:53 22.07.2019)
Политолог и востоковед Дмитрий Верхотуров рассуждает для Sputnik Узбекистан о существующих условиях афганского автомобильного рынка.

Словосочетание "автосборочный завод в Афганистане" звучит фантастически. Афганистан — это страна, в которой любая индустрия приживается долго и трудно. Но согласитесь, что поэтому любая идея такого рода сразу привлекает внимание.

Стало известно, что в Ташкенте рассматривают планы создания в Афганистане автосборочного завода. По словам директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана Элдора Арипова, планируется визит глав крупных узбекских компаний в Кабул. Обсуждаться будут различные проекты, в том числе и проекты автосборочного завода, а также восстановления текстильной фабрики в Мазари-Шарифе.

Ремонт всего, от прицепов до тракторов

Понятно, что на данный момент это пока лишь планы и предложения. Но, между прочим, завод, связанный с автомобилями, в Афганистане уже был. Это Джангалакский авторемонтный завод в Кабуле — один из самых крупных, знаменитых и важных проектов советско-афганского сотрудничества. Строить его начали в 1955 году, после того, как СССР выделил Афганистану кредит на 200 млн долларов (по тем временам это была огромная сумма, в особенности для Афганистана). В 1960 году завод был готов, полностью оснащен оборудованием и приступил к работе. В том же году его посетили в рамках своего визита в Афганистан руководители СССР Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин.

Авторемонтный завод в реалиях того времени — это вовсе не автомастерская. Это было специализированное предприятие, способное провести капитальный ремонт изношенного или сильно поврежденного автомобиля, с изготовлением необходимых запчастей. Джангалакский авторемонтный завод имел десять цехов, включая литейный, механический, приборов, электрооборудования, столярный (в то время многие советские грузовики имели деревянные кузовы). Его проектная мощность составляла 1373 капитальных ремонта в год. Помимо своего прямого профиля, завод мог производить металлоконструкции —  немного, всего 750 тонн в год. Но такие конструкции были очень важны для строительства зданий, мостов и других объектов в Афгане.

Кроме Джангалакского авторемонтного завода, в Кабуле была также Автотракторная база, которая обслуживала и ремонтировала тракторы "Беларусь", грузовые автомобили МАЗ и автоприцепы.

Медленная индустриализация: что нужно знать об экономике Афганистана >>>

Эти предприятия были разорены и разрушены вскоре после падения правительства афганских коммунистов. Россия не раз поднимала вопрос о возможном восстановлении Джангалакского авторемонтного завода, но это предложение пока так и не нашло поддержки.

Афганистан автомобильный

Несмотря на затяжную войну, Афганистан сделал весьма существенные шаги в автомобилизации. По оценкам Всемирного банка, сделанным в 2008 году, на 1000 человек населения Афганистана приходилось 27 автомобилей. Цифра эта, конечно, далека от точной оценки, но все же дает некоторое представление о нынешнем уровне автомобилизации страны. При населении около 30 млн человек коэффициент автомобилизации дает автопарк примерно 810 тысяч автомобилей.

В это легко можно поверить, поскольку кабульские улицы буквально забиты автомобилями, а по главным автомагистралям страны довольно плотное движение. Во всяком случае, по автодорогам Кабул — Джелалабад и далее на Пешавар в Пакистане, а также по автодороге Кабул – Мазари-Шариф автомобильный поток значительный, эти трассы загружены.

Имеются и другие оценки количества автомобилей в Афганистане. По данным International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, в 2011 году уже было более миллиона автомобилей, а в 2015 году было зарегистрировано 1,572 млн автомобилей. За четыре года их количество могло вырасти еще примерно на 80-100 тысяч единиц. Правда, население Афганистана растет явно быстрее, чем автопарк.

Так что, как бы это не казалось удивительно, но нынешний Афганистан вполне можно назвать автомобильной страной. Население уже предъявляет спрос и на новые автомобили, и на товары и услуги, с ними связанные: нефтепродукты, запчасти, дорожное строительство, в силу чего Афганистан превращается в весьма интересный рынок сбыта автомобильной продукции.

Зачем Кабулу автосборка?

На вопрос о том, зачем Кабулу автосборочный завод, ответить очень просто: импорт автомобилей в машинокомплектах, плотно упакованных в контейнеры, намного дешевле, чем импорт и ввоз автомобилей. Экономия настолько значительная, что оправдывает расходы на сборку и даже понижает продажные цены.

Афганистан сейчас импортирует автомобили в основном подержанные, и в основном через Пакистан. Перегон или перевозка автомобиля из Пакистана в Афганистан обходится недешево и серьезно увеличивает его стоимость. Скажем, в Пакистане автомобиль среднего ценового сегмента, выпущенный в начале 2010-х годов, стоит примерно 280 тысяч пакистанских рупий, или 1750 долларов. В Кабуле такой же автомобиль стоит 300-400 тысяч афгани, или 3700-4900 долларов. Разница в цене более чем вдвое.

За автомобиль 2018 года выпуска придется в Кабуле выложить не менее 2 млн афгани (25 тысяч долларов), а совсем новый автомобиль обойдется уже в 5,5 млн афгани (более 68 тысяч долларов). Это очень большие деньги, и понятно, что покупателей таких новых автомобилей не так много.

Афганский водитель в основной массе предпочитает использовать более дешевые подержанные автомобили, и эксплуатирует их до тех пор, пока они не развалятся окончательно. Скажем, еще в 2013 году в Кабуле было много советских автомобилей, особенно знаменитых "джип-шурави" УАЗ-464. Сейчас их гораздо меньше, поскольку время и афганские дороги берут свое.

Афганское правительство понимает это обстоятельство и даже ввело запрет на ввоз автомобилей старше девяти лет, чтобы окончательно не превратиться в мировую автосвалку. Но дороговизна ввоза новых автомобилей не позволяет ни обновлять автопарк, ни расширять его. В Афганистане явно есть большая неудовлетворенная потребность в новых автомобилях.

Если узбекское предложение будет принято и в Кабуле появится автосборочный завод, то на нем GM Uzbekistan может собирать машинокомплекты, произведенные в Узбекистане, и предлагать на афганском рынке новые автомобили по цене примерно 10-15 тысяч долларов. В Узбекистане автомобили таких марок, как Cobalt, Nexia 3, Ravon R2, Spark стоят в диапазоне 7-11 тысяч долларов. С учетом перевозки машинокомплектов и расходов на сборку на месте, в Кабуле они будут стоить несколько дороже.

Для афганского покупателя уже будет выбор: брать ли ему подержанную машину возрастом 3-5 лет или же новую, с завода. Так что узбекская идея в существующих условиях афганского автомобильного рынка может и сработать, захватив часть рынка новых автомобилей и часть рынка подержанных автомобилей.

Возможности и для России

Узбекская инициатива в Афганистане, если она будет реализована, открывает интересные возможности и для российских автомобильных компаний.

Для России афганский рынок практически закрыт в силу разных причин, в том числе по причинам серьезных транспортных затруднений и дороговизны перевозок российских товаров в Афганистан.

Афганцы не раз интересовались возможностью поставок российских автомобилей, в частности "КамАЗ" и "УАЗ", которые им хорошо известны, привычны и даже любимы, но, насколько известно, организовать такие поставки так и не удалось. Это не удивительно. "УАЗ-Патриот" и в России стоит от 12,8 тысячи долларов, а перевозка его из Ульяновска в Кабул поднимет стоимость автомобиля раз в пять, и продать его уже не получится.

Зато это возможно будет сделать при участии Узбекистана, с созданием совместного производства машинокомплектов (частью в России, частью в Узбекистане), с конечной сборкой в Афганистане.

Но не будем пока гадать, а посмотрим на успехи узбекской автопромышленности в Афганистане.

752
Теги:
Узбекистан, автомобили, промышленность, Афганистан

Как прицелиться в Китай и не попасть в Миннеаполис

503
(обновлено 18:27 30.05.2020)
США хотят убедить всех, что автономного Гонконга больше нет, чтобы выбить из рук Китая важнейший инструмент, пишет колумнист Петр Акопов.

Пока все следят за расовыми волнениями в американском Миннеаполисе, напомнившими миру о состоянии дел не в голливудском "обществе всеобщего благоденствия и равноправия", а в реальных Соединенных Штатах, балансирующих на все более тонкой грани гражданской смуты, президент США рассказал всем о том, откуда исходит угроза миру.

Мир страдает от неправомерных действий китайского правительства, заявил Дональд Трамп. И хотя формально президент США говорил о коронавирусе, имел в виду он далеко не только пандемию, потому что в своем заявлении в пятницу обвинил Пекин во всех грехах. Китай ограбил Штаты как никто другой, его политика представляет угрозу для национальной безопасности США, Пекин проводит экспансионистскую политику в Тихом океане и вообще постоянно нарушает данные им американцам и другим странам обещания. Ужас, да и только — вот и Гонконг захватил:

"На этой неделе Китай в одностороннем порядке установил контроль над всей сферой безопасности Гонконга, это было явным нарушением обязательств Пекина в рамках договора. <…> Китай сменил формулу "одна страна — две системы" на "одна страна — одна система". <…> Это является трагедией для его жителей. Китай утверждает, что защищает национальную безопасность, но правда состоит в том, что Гонконг был безопасным и процветающим как свободное сообщество".

И поэтому США решили отказать "потерявшему автономию" Гонконгу в особом статусе (торговом и прочем) и ввести санкции как против китайских чиновников, причастных к такому злодеянию, так и против гонконгских, помогавших им. Но санкции из-за Гонконга не стали единственными, о которых объявил Трамп, — Китай же виноват сразу во всем.

Начнется масштабная операция по борьбе с научным шпионажем в американских вузах — на практике это означает запрет на въезд нескольких тысяч китайских аспирантов и преподавателей, тех, кого американцы сочтут работающими на оборонный комплекс КНР. Будет проверена отчетность китайских компаний, зарегистрированных на американских биржах, — понятно, что с целью лишить их доступа к финансовому рынку.

Трамп не упомянул про еще один антикитайский акт — ждущий его подписи закон, принятый на этой неделе конгрессом, в котором предусматривается введение санкций против китайских чиновников, причастных к "нарушению прав уйгуров в Синцзяне" (еще одна любимая американцами точка давления на Китай наряду с Гонконгом, Тибетом, Тайванем). Подпишет его Трамп или нет, уже не имеет никакого значения — президент США и без этого сделал в пятницу все возможное для того, чтобы обострить отношения с Китаем.

Дело не только в санкциях, а в самой тональности заявлений Трампа. Если раньше откровенно хамить Китаю позволяли себе его чиновники — тот же Майк Помпео, который, как заведенный, твердит про "главную угрозу миру — Коммунистическую партию Китая", то теперь уже и сам Трамп, что называется, увеличил "накал борьбы". И коронавирус с Гонконгом тут не главное. Китай виноват в гибели сотни тысяч американцев, сказал президент США — да, и еще Китай все время врет.

И это прямое оскорбление, после которого очень трудно будет пожимать руку Си Цзиньпину. Не Трампу — он с удовольствием сделал бы это уже осенью. Китайскому лидеру будет очень сложно пойти на прямые переговоры с Трампом, разве что в формате встречи "Большой пятерки", которую Путин предложил провести в этом году.

Что касается сути американских санкций, то они возобновляют и выводят на новый уровень китайско-американскую торговую войну, в которой стороны вроде бы договорились поставить паузу. В январе было достигнуто предварительное торговое соглашение, нужное Трампу для спокойного переизбрания в ноябре. Он подавал бы его как свою пусть и не полную, но победу, а на следующий год возобновил бы активные бодания и споры с Пекином. Но коронавирус смешал все карты, и теперь Китай назначен безусловным главным врагом Америки. На ближайшие полгода — так хотелось бы Трампу, намеренному теперь переизбираться под лозунгом "дадим отпор китайской агрессии". Вот только замах, сделанный Трампом в пятницу, таков, что нет никаких гарантий, что выяснение отношений двух держав удастся удержать под контролем и на следующий год вернуться за стол переговоров.

Нет, дело не в том, что китайцы в ответ захватят Тайвань или американцы спровоцируют вооруженный конфликт в Южно-Китайском море, — ни Си, ни Трамп не собираются переворачивать игорный стол. Но США решили ударить по Гонконгу, то есть по ключевому элементу китайско-англосаксонских отношений. В конце прошлого века Гонконг был воротами Китая во внешний мир, и США считают, что он таким и остался. Поэтому, если разрушить Гонконг — пострадает весь Китай, считают американские стратеги.

Да, это не Китай собирается отказаться от принципа "одна страна — две системы". Пекин готовит абсолютно понятный закон, позволяющий ему помешать постоянной подрывной деятельности в собственном государстве (а Гонконг при всей его автономии — часть Китая). Это Штаты хотят убедить всех, что автономного Гонконга больше нет, чтобы выбить из рук Китая важнейший инструмент.

Американские санкции должны лишить Гонконг статуса одной из мировых финансовых столиц. Как сказал на днях советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен, "похоже, что с этим законом о национальной безопасности они собираются в основном захватить Гонконг, и если это произойдет, то будут введены санкции против Гонконга и Китая. <…> Вряд ли Гонконгу удастся остаться финансовым центром Азии, если Китай захватит его".

Китай Гонконг не захватывал, но по американским документам он это сделал. Так что, как говорил Мао, "огонь по штабам" — то есть огонь по Гонконгу! Проблема только в том, что, целясь в Гонконг, чтобы попасть в Китай, американцы ударят и сами по себе, если, конечно, на самом деле решатся не на холостой выстрел, а на реальный обстрел.

Потому что Гонконг остается ключевым элементом китайско-англосаксонского взаимодействия — США и Великобритания финансово заинтересованы в нем никак не меньше Китая. Лондонский Сити и американский финансовый олигархат не просто понесут огромные потери в случае ликвидации Гонконга как мирового финансового центра — это будет равнозначно стремительному обрушению всего нынешнего торгово-финансового миропорядка (он и так меняется и разваливается, точнее перестраивается, но все заинтересованы в том, чтобы этот процесс был растянут во времени и носил минимально управляемый характер). Роль Гонконга настолько велика, что его нельзя просто выключить — ни за год, ни за десять.

Китай полностью заинтересован в сохранении роли и статуса Гонконга, включая его автономию до 2047 года, — ему просто не нравится, что англосаксонские "партнеры" теряют берега в использовании своей "пятой колонны" в этом уникальном городе. При этом сейчас не 1984 год (когда Тэтчер договорилась с Дэн Сяопином о возвращении Гонконга Китаю) и не 1997-й, когда колония снова стала Сянганом, — у Китая уже есть и другие "центры международной торговли". Тот же Шанхай. Да, они уступают Гонконгу, но он уже не безальтернативен. Хотя и уникален в своей двойной, китайско-англосаксонской природе. Ломать ее Пекин не собирается.

Но зачем Штатам стрелять себе в ногу, наказывая Гонконг? А они в самом деле хотят это сделать?

Трамп не собирается по-настоящему пытаться уничтожить финансовую столицу Азии. Он хочет использовать тему Гонконга для выбивания уступок. Не только из Пекина, но и из мирового финансового олигархата. Он просто хочет, чтобы все испугались такой перспективы и стали сговорчивее. Си Цзиньпин пообещал покупать больше американских товаров, а старички Уолл-стрит и Сити начали вкладывать деньги в американскую экономику и инфраструктуры. "Сделать Америку великой снова". Вот только китайцы в этом никак не заинтересованы, но они, конечно, очень хотят сохранить позицию Гонконга и готовы за это поторговаться, но только без потери лица и в нормальном, уважительном тоне. А Трамп не видит границ и начинает говорить вещи, которые производят прямо противоположный эффект, лишая Си Цзиньпина желания о чем-либо договариваться с ним.

Китай может подождать — не поражения Трампа, а подходящего момента для нормального разговора. А у Америки со временем отношения куда сложнее, и речь даже не о среднесрочной перспективе, а буквально о ближайших месяцах. Почти неминуемая победа Трампа в ноябре может вывести раскол американского общества на новую стадию — с массовыми волнениями, непризнанием итогов выборов со стороны ряда штатов и даже двоевластию. И тогда и демонстрации в Гонконге, и волнения в Миннеаполисе покажутся цветочками.

Источник: РИА Новости

503
Теги:
Гонконг, санкции, политика, Дональд Трамп, Китай, США
Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин. Москва, 1945.

Запад осуждает Сталина за то, в чем виновен не меньше

370
(обновлено 12:51 30.05.2020)
Тридцатого мая отмечается 75-летие трагического эпизода послевоенной Европы — так называемого Брюннского марша смерти.

Скажем прямо, это событие не так широко освещается европейскими СМИ, как "сталинские депортации народов" или антисоветские мифы о войне, особенно активно раскручивающиеся в последние годы. Оно и понятно: некоторые исторические факты не вписываются в современный европейский нарратив о вине СССР за все, что происходило до и после Второй мировой войны. А их обсуждение поневоле заставляет задуматься о том, в чем же пытаются обвинить советскую Россию, если выясняется, что сталинская политика относительно депортаций по этническому принципу являлась не только обыденностью для послевоенной Европы, но была еще и гуманнее на фоне тех этнических чисток, которые творили государства, ныне особо активно обвиняющие Москву.

На самом деле 55-километровый смертельный поход этнических немцев Чехии из Брно до границы Австрии, начавшийся 30 мая 1945 года, — лишь один из множества эпизодов самой массовой депортации народов в истории Европы.

По оценкам американского историка Р. Дугласа, специализирующегося на этой теме, результатом такой политики стало перемещение 12-14 миллионов немцев (до четверти населения современной Германии — это депортированные лица или их прямые потомки). Точное число жертв назвать не может никто — от 500 тысяч до 1,5 миллиона. Подчеркнем, речь идет не о нацистах, не о солдатах вермахта, не о военных преступниках. В основном это женщины, старики, дети, поскольку мужчин немецкой национальности Гитлер поголовно поставил под ружье и к маю 1945-го они либо погибли на фронтах, либо находились в лагерях для военнопленных.

Следует особо подчеркнуть, что ответственность за эти массовые депортации в равной степени несут все страны-победители. Данная политика — результат всеобщего консенсуса, который был определен задолго до разгрома нацизма. Наверное, именно поэтому американские и европейские политологи не так любят вспоминать те события, как гораздо менее масштабную депортацию крымскотатарского народа, ведь в данном случае исключительно Сталина не обвинишь, придется признавать, что его политика вполне вписывалась в общепринятую практику Запада.

Еще до окончания войны лидер правительства Чехословакии в изгнании Эдвард Бенеш публично объявил судетских немцев "пятой колонной" и пообещал им ответственность за их "предательство". В августе 1944 года польское правительство в Лондоне так же постановило, что тех немцев, "которые не покинут польскую территорию после войны, выселят оттуда". Все эти планы поддержали правительства Великобритании и США. Уинстон Черчилль на дебатах в парламенте 15 декабря 1944-го публично одобрил массовую депортацию, считая это ключом к разрешению этнических конфликтов в будущем.

Хотя руководство Пражского восстания в мае 1945 года подписало обязательство перед уходившим из города нацистским гарнизоном о том, что гражданское немецкое население не подвергнется преследованиям, этническая чистка началась сразу же. Чехи бросились казнить немецких раненых солдат в госпиталях, а заодно расправлялись и с гражданскими. Так, из окна выбросили пожилую немецкую женщину, до смерти забили на улице музыканта из гастролировавшего в Праге германского оркестра. Жертвами порой становились немецкоговорящие евреи и даже чехи, если в их бумагах местом рождения значилась Судетская область.

Причем это происходило повсеместно, не только в столице. Британка Марджори Куинн, проживавшая в городке Трутнов в Северной Чехии, в июне 1945 года в письме сестре с ужасом описывала убийства и изнасилования, которые творили местные жители в отношении этнических немцев. Она подчеркивала, что контрастом было поведение Красной Армии. Наши бойцы чаще всего как раз пытались остановить массовые убийства и организовать упорядоченную депортацию, дабы избежать жертв.

Но и чехи, и поляки приступили к "диким депортациям". Поначалу выбирали тех, кто живет в богатых домах, ведь все это доставалось новым властям. Как это было и в случае с "маршем смерти" из Брно, к судетским немцам приходили только что сформированные вооруженные отряды полиции или самообороны (причем зачастую в них записывались и вчерашние полицаи, вполне нормально сотрудничавшие с нацистами), давали час-два на сборы, разрешая взять где-то десять, где-то 30, а где-то 50 килограммов личных вещей, и гнали пешком до границы. Поскольку львиную долю составляли старики и женщины с детьми, многие не выдерживали и падали. Их добивали, бросая на обочинах.

По некоторым оценкам, в "марше смерти" из Брно погибло 1700 человек (есть оценки и в восемь тысяч). Первыми жертвами становились грудные младенцы, поскольку их изможденные матери не могли кормить их из-за отсутствия молока. Одна из выживших участниц этого похода с ужасом вспоминала, что самое страшное началось не на марше, а в импровизированном лагере на границе, где женщин грабили, насиловали, добивали.

А иногда немцам даже не давали дойти до границы. Так, в ночь на 19 июня в моравском городе Пршеров вооруженные чехи вытащили из поезда гражданских немцев и расстреляли каждого — в затылок. Только там убили 265 человек, включая 120 женщин и 74 ребенка, младшему из которых было восемь месяцев.

Один из самых страшных эпизодов — так называемая Устецкая резня. Тридцать первого июля на складе боеприпасов города Усти-над-Лабем произошел взрыв. И даже невзирая на то, что львиная доля погибших были судетскими немцами, местные власти обвинили в теракте "германское подполье". После чего началась бойня. Погибли сотни человек (по немецким оценкам — тысячи). Людей сталкивали с моста в реку и расстреливали тех, кто пытался выплыть. Многие свидетели указали на то, что в воду бросили коляску с младенцем.

Чаще всего эти казни и пытки были публичными, при стечении народа (благодаря чему сохранилось множество свидетельств). Один из чехов, пораженный увиденным, написал в офис правительства: "Даже бесчеловечные немцы не избавлялись от своих врагов в такой манере, пряча свой садизм за заборы концентрационных лагерей". Известный британский корреспондент Фредерик Фойгт заявлял, что чехи сами переняли "расовую доктрину, близкую к гитлеровской, <…> и методы, которые не сильно отличались от фашизма". Он сделал вывод: "Они фактически стали славянскими национал-социалистами". Современная польская исследовательница Бернадетта Ницшке проводит такие же параллели, признавая, что действия поляков в отношении немцев после войны "зачастую не отличались от действий Гитлера".

Некоторые методы чехи и поляки переняли у тех, от кого их освободили. Так, в Чехословакии немцев обязали носить повязки с буквой "N", на них даже рисовали свастики. Многие нацистские концлагеря стали местом содержания и жестоких пыток этнических немцев. Даже гетто кое-где воссоздали, но уже теперь немецкие.

Первые декреты Бенеша вполне можно сравнить с расовыми законами Рейха. Только теперь в правах поражали немецкое меньшинство (хотя в некоторых городах Чехии это "меньшинство" составляло до 90 процентов населения). Итог — тотальное выселение немцев и венгров. Причем это от России сейчас постоянно требуют каяться за те или иные действия Сталина, а законы Бенеша на официальном уровне современная Прага так и не осудила. Мало того, некоторые из декретов дожили до наших дней, вплоть до вхождения Чехии и Словакии в Евросоюз. И снова-таки Прага была не одинока в этом. Аналогичные действия предпринимались и в послевоенной Польше, и в Югославии, Румынии, даже в Нидерландах (операция "Черный тюльпан" в 1946-1948 годах).

Но заметьте, громче всех кричат о "сталинских депортациях народов" представители тех стран, где устраивали гораздо более массовые и гораздо более кровавые переселения своих граждан после войны. И СССР, и Россия после 1991 года не раз признавали выселение этнических меньшинств преступлением и предпринимали меры для реабилитации жертв и их потомков. В современной же Европе, громогласно осуждающей "преступления тоталитарных режимов", стараются свои грехи прошлого не выпячивать. О реституциях и компенсациях даже вспоминать боятся.

К сожалению, и у нас в стране эта тема на протяжении длительного времени была если и не полностью табуированной, то во всяком случае не освещалась и не изучалась в достаточной степени. Берегли чувства "союзников", несмотря даже на то, что эти самые "союзники" давно уже обвинили нас во всех своих бедах. А зря. Подробно рассказывая о переселении крымских татар или чеченцев и умалчивая о гораздо более массовых депортациях народов в послевоенной Европе, мы действительно рисовали искаженную картину прошлого, создавая впечатление, что политика Москвы того периода была чем-то уникальным и особенным. Нет, так действовал весь мир, только на Западе это творили гораздо более жестокими методами. Пора бы уже об этом говорить открыто и громко, чтобы слышали не только в России.

Источник: РИА Новости

370
Теги:
Чехословакия, Брюннский марш смерти, депортация, Иосиф Сталин, СССР
Это надолго

Как отдохнуть этим летом и надо ли учиться на каникулах

0
(обновлено 14:58 31.05.2020)
Последние месяцы учебы стали стрессом и для детей, и для родителей. Уроки онлайн, тонны домашнего задания, без прогулок и уличных игр. И неопределенность. Впереди — такие же "непонятные" летние каникулы. Как ребенку прийти в себя?
Как отдохнуть этим летом и надо ли учиться на каникулах

Чем заняться, если отдохнуть негде? Наверстывать упущенное, нанимать репетиторов, брать летние задания или... расслабиться?

Вместе с проектом поддержки родителей "Family Tree" разбираемся, как провести с детьми это лето, которое, кажется, будет таким же непростым, как и весна.

Какой стресс пережили дети? Нужно ли им прийти в себя после онлайн-обучения? Как организовать их летний отдых, когда "ничего не понятно"? Нужно ли заниматься на каникулах учебой, которая вроде как пострадала на изоляции?

Об этом Настя и Лина спрашивают психолога, физиолога, главного научного сотрудника Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяну Безруких.

Слушайте подкасты РИА Новости.

0