Космические перспективы, или Какую орбиту выберет Узбекистан

1128
Узбекистан вскоре получит собственное национальное космическое агентство. Указ о создании "Узбеккосмос" 30 августа подписал президент Шавкат Мирзиёев. Что это даст республике и какие возможности для нее откроет, разбирался колумнист Sputnik Узбекистан Дмитрий Верхотуров.

После открытия Агенства космических исследований и технологий Узбекистан войдет в число 72 стран, имеющих такие структуры. В том числе 14 агентств имеют возможность запусков космических аппаратов, а шесть (Россия, Китай, США, Евросоюз, Индия и Япония) обладают так называемыми полноценными возможностями запусков, то есть могут запускать пилотируемые космические корабли, тяжелые спутники и межпланетные космические зонды.

У космических агентств самые разнообразные функции. Они чаще всего выступают в роли государственного координирующего центра, связывающего национальные научные центры или компании с иностранными партнерами. Большинство космических агентств также имеют собственные спутники.

Некоторые страны управляют большой группировкой спутников (например, Россия имеет 121 космический аппарат, США – 579, включая активные и уже выведенные из эксплуатации, но находящиеся в космосе), но большая часть из них владеет одним-двумя спутниками, обычно телекоммуникационными.

Есть также довольно много космических агентств, которые не имеют собственных спутников и для своих целей арендуют иностранные космические аппараты, их функциональные возможности, а также размещают заказы на какие-либо услуги, например, фотографирование, картографирование или дистанционное зондирование.

Зачем нужен свой спутник?

Сейчас "Узбеккосмос" находится в самом начальном этапе своего становления, и фактически речь идет только о его официальном учреждении. Этой структуре еще предстоит наполниться персоналом, объектами и имуществом. Однако уже на данном этапе нужно сделать непростой выбор направления развития. Вопрос этот немаловажен потому, что космическое агентство – дело весьма не дешевое. Оно требует, даже в минимальном виде, значительных затрат на необходимые международные контакты, не говоря уже о расходах на запуски спутников.

К примеру, космическая программа Марокко, предусматривающая совместное с Францией создание и запуск двух спутников дистанционного зондирования высокого разрешения (оба уже запущены), обошлась в 500 млн евро. И у других стран, которые создали свои космические агентства и запустили свои спутники, расходы на космос могут достигать сотен миллионов долларов: например, один только KazSat-2 обошелся Казахстану в 115 млн долларов.

Тем не менее запуск собственных телекоммуникационных спутников – дело весьма популярное даже для небогатых стран, только недавно устремившихся в космос. Наличие спутника с ретрансляционным оборудованием на геостационарной орбите (то есть спутник обращается с такой же угловой скоростью, что и вращение Земли, и постоянно висит в космосе над одной и той же точкой земной поверхности; высота орбиты 35,7 тысяч км) существенно улучшает связь, телевещание и Интернет, возникает возможность оказания цифровых услуг, вплоть до банковских операций и обслуживания банкоматов. Можно арендовать передающие мощности на иностранных спутниках, но это удается не всегда из-за их загрузки, да и стоят такие услуги дорого. Например, европейские компании часто арендуют передающие мощности менее нагруженных азиатских или африканских спутников, если позволяет зона покрытия. Так туркменский спутник "TürkmenÄlem 52°E" предоставляет свои транспондеры телеканалу STN из Словении.

Аренда передающих мощностей – процесс весьма сложный, поэтому многие страны стремятся запустить собственные телекоммуникационные спутники, даже если это и стоит существенных для них денег. Например, в мае 2019 года свой спутник Bangabandhu-1 запустила Бангладеш и уже перевела на него вещание ряда телеканалов. Запуски также планируют Мьянма и Камбоджа. Так что потребность в спутниковой связи настолько велика и важна, что даже бедные страны готовы выложить порядка 150 млн долларов за свой, национальный телекоммуникационный спутник на орбите. 

Узбекистан также вынашивает подобные планы. По крайней мере, об этом говорил министр инновационного развития Узбекистана Иброхим Абдурахманов. Но тут есть неплохая возможность. "Роскосмос" в октябре 2018 года предложил Узбекистану установить свое оборудование на казахстанском спутнике KazSat-2R, который запускается на замену KazSat-2, срок работы которого истекает в 2023-м. На экспертный взгляд, это хороший вариант. В данном случае Узбекистан уже в течение ближайших лет получит свои транспондеры, которые можно использовать самим или сдавать в аренду. Сей вопрос станет одним из первых крупных соглашений, заключенных "Узбеккосмосом".

Кстати, это не отменяет того, что Узбекистан тогда же или немного позднее запустит свой национальный телекоммуникационный спутник.

Не стану подробно останавливаться на запуске микроспутников самого различного назначения. Конструирование, производство и запуск таких миниатюрных космических аппаратов (вполне функциональный может уместиться в куб с длиной грани всего 10 см) поставлены на коммерческий поток. Прежде чем браться за большой телекоммуникационный спутник, целесообразнее запустить серию микроспутников, чтобы получить практический опыт управления и использования аппаратов в космосе.

Будет ли создана ракета-носитель?

Немаловажный, на мой взгляд, вопрос, который определит характер работы "Узбеккосмоса", состоит в том, будут ли у него собственные ракеты-носители и космодром?

Ракета-носитель даже легкого класса (например, "Рокот" на базе баллистической ракеты УР-100Н УТТХ; вывод 2 150 кг на орбиту высотой 200 км) существенно расширяет возможности космической отрасли. В частности, она позволяет зарабатывать на запусках различных аппаратов иностранных космических агентств и частных заказчиков. Но это уже космические программы, которые суммарно обходятся в миллиарды долларов. Стоимость запуска одной ракеты "Рокот" колебалась от 39 до 44 млн долларов. Однако к ракете нужна различная производственная и обслуживающая инфраструктура, которая требует значительного финансирования.

Узбекистан вполне может и не создавать своих ракет-носителей, а будет заказывать запуски отечественных аппаратов у других стран. Это может быть запуск российской ракетой-носителем с близко расположенного Байконура или же сотрудничество с другими государствами.

Можно также не отказываться от создания ракеты-носителя, но отложить практическое решение этой задачи на будущее, до возникновения в том потребностей. В принципе, если экономическое развитие Узбекистана будет и далее следовать оформившейся сегодня тенденции, то через 10-15 лет вполне можно будет рассмотреть возможность создания своей ракеты-носителя.

Но может быть принято и решение, что создание ракеты-носителя и стартового комплекса – это ближайшая задача "Узбеккосмоса". В принципе, уже в ближайшие годы, при тесном сотрудничестве с другими странами, Узбекистан может построить ракету-носитель сверхлегкого класса (вроде новозеландской ракеты "Электрон" или японской SS-520-4) со стоимостью запуска в пределах 4-5 млн долларов. Такие ракеты могут выводить груз в пределах 100 кг на низкую околоземную орбиту.

Это лишь некий спектр вариантов. Выбор того или иного направления, каждое из которых технически возможно и достижимо для Узбекистана, представляет, по сути дела, политическое и финансовое решение. Иметь свою ракету и свой космодром – международный престиж. Если такая цель будет поставлена и на нее выделят средства, то почему нет? Чем больше стран с ракетами-носителями и космодромами, тем шире наше окно в космос. Если Узбекистан создаст свою и станет запускать ее в космос, то это можно только приветствовать.

1128
Теги:
ракета, спутник, Наука, Космос, Узбекистан

Как прицелиться в Китай и не попасть в Миннеаполис

344
(обновлено 18:27 30.05.2020)
США хотят убедить всех, что автономного Гонконга больше нет, чтобы выбить из рук Китая важнейший инструмент, пишет колумнист Петр Акопов.

Пока все следят за расовыми волнениями в американском Миннеаполисе, напомнившими миру о состоянии дел не в голливудском "обществе всеобщего благоденствия и равноправия", а в реальных Соединенных Штатах, балансирующих на все более тонкой грани гражданской смуты, президент США рассказал всем о том, откуда исходит угроза миру.

Мир страдает от неправомерных действий китайского правительства, заявил Дональд Трамп. И хотя формально президент США говорил о коронавирусе, имел в виду он далеко не только пандемию, потому что в своем заявлении в пятницу обвинил Пекин во всех грехах. Китай ограбил Штаты как никто другой, его политика представляет угрозу для национальной безопасности США, Пекин проводит экспансионистскую политику в Тихом океане и вообще постоянно нарушает данные им американцам и другим странам обещания. Ужас, да и только — вот и Гонконг захватил:

"На этой неделе Китай в одностороннем порядке установил контроль над всей сферой безопасности Гонконга, это было явным нарушением обязательств Пекина в рамках договора. <…> Китай сменил формулу "одна страна — две системы" на "одна страна — одна система". <…> Это является трагедией для его жителей. Китай утверждает, что защищает национальную безопасность, но правда состоит в том, что Гонконг был безопасным и процветающим как свободное сообщество".

И поэтому США решили отказать "потерявшему автономию" Гонконгу в особом статусе (торговом и прочем) и ввести санкции как против китайских чиновников, причастных к такому злодеянию, так и против гонконгских, помогавших им. Но санкции из-за Гонконга не стали единственными, о которых объявил Трамп, — Китай же виноват сразу во всем.

Начнется масштабная операция по борьбе с научным шпионажем в американских вузах — на практике это означает запрет на въезд нескольких тысяч китайских аспирантов и преподавателей, тех, кого американцы сочтут работающими на оборонный комплекс КНР. Будет проверена отчетность китайских компаний, зарегистрированных на американских биржах, — понятно, что с целью лишить их доступа к финансовому рынку.

Трамп не упомянул про еще один антикитайский акт — ждущий его подписи закон, принятый на этой неделе конгрессом, в котором предусматривается введение санкций против китайских чиновников, причастных к "нарушению прав уйгуров в Синцзяне" (еще одна любимая американцами точка давления на Китай наряду с Гонконгом, Тибетом, Тайванем). Подпишет его Трамп или нет, уже не имеет никакого значения — президент США и без этого сделал в пятницу все возможное для того, чтобы обострить отношения с Китаем.

Дело не только в санкциях, а в самой тональности заявлений Трампа. Если раньше откровенно хамить Китаю позволяли себе его чиновники — тот же Майк Помпео, который, как заведенный, твердит про "главную угрозу миру — Коммунистическую партию Китая", то теперь уже и сам Трамп, что называется, увеличил "накал борьбы". И коронавирус с Гонконгом тут не главное. Китай виноват в гибели сотни тысяч американцев, сказал президент США — да, и еще Китай все время врет.

И это прямое оскорбление, после которого очень трудно будет пожимать руку Си Цзиньпину. Не Трампу — он с удовольствием сделал бы это уже осенью. Китайскому лидеру будет очень сложно пойти на прямые переговоры с Трампом, разве что в формате встречи "Большой пятерки", которую Путин предложил провести в этом году.

Что касается сути американских санкций, то они возобновляют и выводят на новый уровень китайско-американскую торговую войну, в которой стороны вроде бы договорились поставить паузу. В январе было достигнуто предварительное торговое соглашение, нужное Трампу для спокойного переизбрания в ноябре. Он подавал бы его как свою пусть и не полную, но победу, а на следующий год возобновил бы активные бодания и споры с Пекином. Но коронавирус смешал все карты, и теперь Китай назначен безусловным главным врагом Америки. На ближайшие полгода — так хотелось бы Трампу, намеренному теперь переизбираться под лозунгом "дадим отпор китайской агрессии". Вот только замах, сделанный Трампом в пятницу, таков, что нет никаких гарантий, что выяснение отношений двух держав удастся удержать под контролем и на следующий год вернуться за стол переговоров.

Нет, дело не в том, что китайцы в ответ захватят Тайвань или американцы спровоцируют вооруженный конфликт в Южно-Китайском море, — ни Си, ни Трамп не собираются переворачивать игорный стол. Но США решили ударить по Гонконгу, то есть по ключевому элементу китайско-англосаксонских отношений. В конце прошлого века Гонконг был воротами Китая во внешний мир, и США считают, что он таким и остался. Поэтому, если разрушить Гонконг — пострадает весь Китай, считают американские стратеги.

Да, это не Китай собирается отказаться от принципа "одна страна — две системы". Пекин готовит абсолютно понятный закон, позволяющий ему помешать постоянной подрывной деятельности в собственном государстве (а Гонконг при всей его автономии — часть Китая). Это Штаты хотят убедить всех, что автономного Гонконга больше нет, чтобы выбить из рук Китая важнейший инструмент.

Американские санкции должны лишить Гонконг статуса одной из мировых финансовых столиц. Как сказал на днях советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен, "похоже, что с этим законом о национальной безопасности они собираются в основном захватить Гонконг, и если это произойдет, то будут введены санкции против Гонконга и Китая. <…> Вряд ли Гонконгу удастся остаться финансовым центром Азии, если Китай захватит его".

Китай Гонконг не захватывал, но по американским документам он это сделал. Так что, как говорил Мао, "огонь по штабам" — то есть огонь по Гонконгу! Проблема только в том, что, целясь в Гонконг, чтобы попасть в Китай, американцы ударят и сами по себе, если, конечно, на самом деле решатся не на холостой выстрел, а на реальный обстрел.

Потому что Гонконг остается ключевым элементом китайско-англосаксонского взаимодействия — США и Великобритания финансово заинтересованы в нем никак не меньше Китая. Лондонский Сити и американский финансовый олигархат не просто понесут огромные потери в случае ликвидации Гонконга как мирового финансового центра — это будет равнозначно стремительному обрушению всего нынешнего торгово-финансового миропорядка (он и так меняется и разваливается, точнее перестраивается, но все заинтересованы в том, чтобы этот процесс был растянут во времени и носил минимально управляемый характер). Роль Гонконга настолько велика, что его нельзя просто выключить — ни за год, ни за десять.

Китай полностью заинтересован в сохранении роли и статуса Гонконга, включая его автономию до 2047 года, — ему просто не нравится, что англосаксонские "партнеры" теряют берега в использовании своей "пятой колонны" в этом уникальном городе. При этом сейчас не 1984 год (когда Тэтчер договорилась с Дэн Сяопином о возвращении Гонконга Китаю) и не 1997-й, когда колония снова стала Сянганом, — у Китая уже есть и другие "центры международной торговли". Тот же Шанхай. Да, они уступают Гонконгу, но он уже не безальтернативен. Хотя и уникален в своей двойной, китайско-англосаксонской природе. Ломать ее Пекин не собирается.

Но зачем Штатам стрелять себе в ногу, наказывая Гонконг? А они в самом деле хотят это сделать?

Трамп не собирается по-настоящему пытаться уничтожить финансовую столицу Азии. Он хочет использовать тему Гонконга для выбивания уступок. Не только из Пекина, но и из мирового финансового олигархата. Он просто хочет, чтобы все испугались такой перспективы и стали сговорчивее. Си Цзиньпин пообещал покупать больше американских товаров, а старички Уолл-стрит и Сити начали вкладывать деньги в американскую экономику и инфраструктуры. "Сделать Америку великой снова". Вот только китайцы в этом никак не заинтересованы, но они, конечно, очень хотят сохранить позицию Гонконга и готовы за это поторговаться, но только без потери лица и в нормальном, уважительном тоне. А Трамп не видит границ и начинает говорить вещи, которые производят прямо противоположный эффект, лишая Си Цзиньпина желания о чем-либо договариваться с ним.

Китай может подождать — не поражения Трампа, а подходящего момента для нормального разговора. А у Америки со временем отношения куда сложнее, и речь даже не о среднесрочной перспективе, а буквально о ближайших месяцах. Почти неминуемая победа Трампа в ноябре может вывести раскол американского общества на новую стадию — с массовыми волнениями, непризнанием итогов выборов со стороны ряда штатов и даже двоевластию. И тогда и демонстрации в Гонконге, и волнения в Миннеаполисе покажутся цветочками.

Источник: РИА Новости

344
Теги:
Гонконг, санкции, политика, Дональд Трамп, Китай, США
Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин. Москва, 1945.

Запад осуждает Сталина за то, в чем виновен не меньше

310
(обновлено 12:51 30.05.2020)
Тридцатого мая отмечается 75-летие трагического эпизода послевоенной Европы — так называемого Брюннского марша смерти.

Скажем прямо, это событие не так широко освещается европейскими СМИ, как "сталинские депортации народов" или антисоветские мифы о войне, особенно активно раскручивающиеся в последние годы. Оно и понятно: некоторые исторические факты не вписываются в современный европейский нарратив о вине СССР за все, что происходило до и после Второй мировой войны. А их обсуждение поневоле заставляет задуматься о том, в чем же пытаются обвинить советскую Россию, если выясняется, что сталинская политика относительно депортаций по этническому принципу являлась не только обыденностью для послевоенной Европы, но была еще и гуманнее на фоне тех этнических чисток, которые творили государства, ныне особо активно обвиняющие Москву.

На самом деле 55-километровый смертельный поход этнических немцев Чехии из Брно до границы Австрии, начавшийся 30 мая 1945 года, — лишь один из множества эпизодов самой массовой депортации народов в истории Европы.

По оценкам американского историка Р. Дугласа, специализирующегося на этой теме, результатом такой политики стало перемещение 12-14 миллионов немцев (до четверти населения современной Германии — это депортированные лица или их прямые потомки). Точное число жертв назвать не может никто — от 500 тысяч до 1,5 миллиона. Подчеркнем, речь идет не о нацистах, не о солдатах вермахта, не о военных преступниках. В основном это женщины, старики, дети, поскольку мужчин немецкой национальности Гитлер поголовно поставил под ружье и к маю 1945-го они либо погибли на фронтах, либо находились в лагерях для военнопленных.

Следует особо подчеркнуть, что ответственность за эти массовые депортации в равной степени несут все страны-победители. Данная политика — результат всеобщего консенсуса, который был определен задолго до разгрома нацизма. Наверное, именно поэтому американские и европейские политологи не так любят вспоминать те события, как гораздо менее масштабную депортацию крымскотатарского народа, ведь в данном случае исключительно Сталина не обвинишь, придется признавать, что его политика вполне вписывалась в общепринятую практику Запада.

Еще до окончания войны лидер правительства Чехословакии в изгнании Эдвард Бенеш публично объявил судетских немцев "пятой колонной" и пообещал им ответственность за их "предательство". В августе 1944 года польское правительство в Лондоне так же постановило, что тех немцев, "которые не покинут польскую территорию после войны, выселят оттуда". Все эти планы поддержали правительства Великобритании и США. Уинстон Черчилль на дебатах в парламенте 15 декабря 1944-го публично одобрил массовую депортацию, считая это ключом к разрешению этнических конфликтов в будущем.

Хотя руководство Пражского восстания в мае 1945 года подписало обязательство перед уходившим из города нацистским гарнизоном о том, что гражданское немецкое население не подвергнется преследованиям, этническая чистка началась сразу же. Чехи бросились казнить немецких раненых солдат в госпиталях, а заодно расправлялись и с гражданскими. Так, из окна выбросили пожилую немецкую женщину, до смерти забили на улице музыканта из гастролировавшего в Праге германского оркестра. Жертвами порой становились немецкоговорящие евреи и даже чехи, если в их бумагах местом рождения значилась Судетская область.

Причем это происходило повсеместно, не только в столице. Британка Марджори Куинн, проживавшая в городке Трутнов в Северной Чехии, в июне 1945 года в письме сестре с ужасом описывала убийства и изнасилования, которые творили местные жители в отношении этнических немцев. Она подчеркивала, что контрастом было поведение Красной Армии. Наши бойцы чаще всего как раз пытались остановить массовые убийства и организовать упорядоченную депортацию, дабы избежать жертв.

Но и чехи, и поляки приступили к "диким депортациям". Поначалу выбирали тех, кто живет в богатых домах, ведь все это доставалось новым властям. Как это было и в случае с "маршем смерти" из Брно, к судетским немцам приходили только что сформированные вооруженные отряды полиции или самообороны (причем зачастую в них записывались и вчерашние полицаи, вполне нормально сотрудничавшие с нацистами), давали час-два на сборы, разрешая взять где-то десять, где-то 30, а где-то 50 килограммов личных вещей, и гнали пешком до границы. Поскольку львиную долю составляли старики и женщины с детьми, многие не выдерживали и падали. Их добивали, бросая на обочинах.

По некоторым оценкам, в "марше смерти" из Брно погибло 1700 человек (есть оценки и в восемь тысяч). Первыми жертвами становились грудные младенцы, поскольку их изможденные матери не могли кормить их из-за отсутствия молока. Одна из выживших участниц этого похода с ужасом вспоминала, что самое страшное началось не на марше, а в импровизированном лагере на границе, где женщин грабили, насиловали, добивали.

А иногда немцам даже не давали дойти до границы. Так, в ночь на 19 июня в моравском городе Пршеров вооруженные чехи вытащили из поезда гражданских немцев и расстреляли каждого — в затылок. Только там убили 265 человек, включая 120 женщин и 74 ребенка, младшему из которых было восемь месяцев.

Один из самых страшных эпизодов — так называемая Устецкая резня. Тридцать первого июля на складе боеприпасов города Усти-над-Лабем произошел взрыв. И даже невзирая на то, что львиная доля погибших были судетскими немцами, местные власти обвинили в теракте "германское подполье". После чего началась бойня. Погибли сотни человек (по немецким оценкам — тысячи). Людей сталкивали с моста в реку и расстреливали тех, кто пытался выплыть. Многие свидетели указали на то, что в воду бросили коляску с младенцем.

Чаще всего эти казни и пытки были публичными, при стечении народа (благодаря чему сохранилось множество свидетельств). Один из чехов, пораженный увиденным, написал в офис правительства: "Даже бесчеловечные немцы не избавлялись от своих врагов в такой манере, пряча свой садизм за заборы концентрационных лагерей". Известный британский корреспондент Фредерик Фойгт заявлял, что чехи сами переняли "расовую доктрину, близкую к гитлеровской, <…> и методы, которые не сильно отличались от фашизма". Он сделал вывод: "Они фактически стали славянскими национал-социалистами". Современная польская исследовательница Бернадетта Ницшке проводит такие же параллели, признавая, что действия поляков в отношении немцев после войны "зачастую не отличались от действий Гитлера".

Некоторые методы чехи и поляки переняли у тех, от кого их освободили. Так, в Чехословакии немцев обязали носить повязки с буквой "N", на них даже рисовали свастики. Многие нацистские концлагеря стали местом содержания и жестоких пыток этнических немцев. Даже гетто кое-где воссоздали, но уже теперь немецкие.

Первые декреты Бенеша вполне можно сравнить с расовыми законами Рейха. Только теперь в правах поражали немецкое меньшинство (хотя в некоторых городах Чехии это "меньшинство" составляло до 90 процентов населения). Итог — тотальное выселение немцев и венгров. Причем это от России сейчас постоянно требуют каяться за те или иные действия Сталина, а законы Бенеша на официальном уровне современная Прага так и не осудила. Мало того, некоторые из декретов дожили до наших дней, вплоть до вхождения Чехии и Словакии в Евросоюз. И снова-таки Прага была не одинока в этом. Аналогичные действия предпринимались и в послевоенной Польше, и в Югославии, Румынии, даже в Нидерландах (операция "Черный тюльпан" в 1946-1948 годах).

Но заметьте, громче всех кричат о "сталинских депортациях народов" представители тех стран, где устраивали гораздо более массовые и гораздо более кровавые переселения своих граждан после войны. И СССР, и Россия после 1991 года не раз признавали выселение этнических меньшинств преступлением и предпринимали меры для реабилитации жертв и их потомков. В современной же Европе, громогласно осуждающей "преступления тоталитарных режимов", стараются свои грехи прошлого не выпячивать. О реституциях и компенсациях даже вспоминать боятся.

К сожалению, и у нас в стране эта тема на протяжении длительного времени была если и не полностью табуированной, то во всяком случае не освещалась и не изучалась в достаточной степени. Берегли чувства "союзников", несмотря даже на то, что эти самые "союзники" давно уже обвинили нас во всех своих бедах. А зря. Подробно рассказывая о переселении крымских татар или чеченцев и умалчивая о гораздо более массовых депортациях народов в послевоенной Европе, мы действительно рисовали искаженную картину прошлого, создавая впечатление, что политика Москвы того периода была чем-то уникальным и особенным. Нет, так действовал весь мир, только на Западе это творили гораздо более жестокими методами. Пора бы уже об этом говорить открыто и громко, чтобы слышали не только в России.

Источник: РИА Новости

310
Теги:
Чехословакия, Брюннский марш смерти, депортация, Иосиф Сталин, СССР

Коронавирус в Узбекистане: главное на 30 мая

4598
(обновлено 20:15 30.05.2020)
Ограничения из-за COVID-19 продлены до 15 июня, спецкомиссия пересмотрела список городов и районов по уровню карантина, с 5 июня возобновится чемпионат страны по футболу — эти и другие новости в нашем обзоре.

ТАШКЕНТ, 30 мая — Sputnik. Редакция Sputnik Узбекистан собрала главную к этому часу информацию об эпидемиологической ситуации в республике.

Динамика заражения

Министерство здравоохранения в субботу сообщило о выявлении 35 случаев инфицирования COVID-19. Общее число достигло 3 523.

Динамика выздоровления

Победить болезнь при помощи врачей смогли в общей сложности уже 2 783 человека (плюс 55 за 30 мая). Продолжают лечение 726 пациентов.

Карантин продлен

Власти Узбекистана продлили карантинные меры против распространения коронавируса до 15 июня.

При этом уже с понедельника в "желтых" зонах возобновится деятельность риэлторов, организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей, предприятий общепита, обслуживающих госучреждения.

В "зеленых" зонах вновь откроются спортивные и фитнес-клубы, пансионаты, санатории, детские лагеря, гостиницы (кроме хостелов). Здесь с 1 июня разрешат проводить свадьбы и другие семейные торжества с соблюдением санитарных требований. Однако мероприятия можно проводить только по месту жительства при участии не более 30 человек из близких родственников.

Пересмотрены уровни карантина в регионах

Спецкомиссия по борьбе с коронавирусом обновила список городов и районов по уровню опасности заражения COVID-19. Столица осталась в "желтой" зоне.

К "красной" зоне в Ташкентской области отнесены Бекабад, Нурафшан и Янгиюль, а также Аккурганский, Зангиатинский, Кибрайский, Паркентский, Янгиюльский, Ташкентский, Юкоричирчикский районы. В Самаркандской области — Самарканд , Акдарьинский, Иштыханский, Пайарыкский, Пастдаргомский, Самаркандский, Тайлакский и Ургутский районы. В Наманганской — Наманган, Уйчинский и Наманганский районы.

Полный список можно посмотреть здесь.

Футболу — быть

Матчи чемпионата профессиональной футбольной лиги Узбекистана возобновятся с 5 июня, но будут проходить без зрителей из-за мер против распространения COVID-19. 

Клубы должны проводить учебные занятия в соответствии с санитарными правилами, нормами и стандартами гигиены.

Визы иностранцам продлены

Сроки действия виз, выданных иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Узбекистане, автоматически продлеваются до 1 сентября.

Иностранцам и лицам без гражданства, имеющим право въезда в республику без визы и с электронной визой на определенный срок, тоже разрешено находиться в стране до осени.

Гулять по одному

Первый заместитель директора Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Минздраве Ботир Курбанов прокомментировал проведение пеших марафонов в Андижанской области, в которых приняли участие несколько сотен человек.

Он отметил, что пройти несколько тысяч шагов в день — полезно для здоровья, но только при условии, что человек идет в одиночку, соблюдает все правила карантина и социального дистанцирования.

Сколько мигрантов вернулись на родину

Из-за пандемии в Узбекистан возвратились 498 тысяч трудовых мигрантов без постоянного дохода, заявил первый заместитель министра занятости и трудовых отношений республики Эркин Мухитдинов. 

По его словам, сейчас рынок труда республики испытывает серьезное давление из-за роста числа безработных: почти 400 тысяч предприятий временно прекратили свою деятельность или сократили рабочую нагрузку, около 150 тысяч человек вынужденно остались без работы. 

В таком положении как никогда важно приложить большие усилия для создания новых рабочих мест, отметил Мухитдинов.

Информация о закрытии дехканского базара "Фарход" — фейк

Хокимият Учтепинского района опроверг распространившиеся в Facebook сообщения о том, что дехканский базар "Фарход" с 1 июня закроется на 15 дней. 

"Как сообщает главный врач центра санитарно-эпидемиологического благополучия Учтепинского района А. Хасанов, на территории базара не было зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусной инфекцией. Базар продолжит работать в штатном режиме", — заявили в хокимияте.

Представители власти вновь попросили граждан проверять сведения и не распространять ложную информацию.

Распространение COVID-19: что происходит в мире

По последним данным Всемирной организации здраовохранения, в мире выявлены уже более 5,7 миллиона случаев заражения, свыше 357 тысяч человек скончались.

4598
Теги:
Карантин, пандемия, коронавирус, Узбекистан
Тема:
Ситуация с коронавирусом в Узбекистане