Чем обернется для стран ЦА запрет на вывоз продуктов из Казахстана?

37983
(обновлено 12:49 31.03.2020)
Политолог Дмитрий Верхотуров рассуждает для Sputnik о том, чего следует ожидать странам Центральной Азии после того, как в Казахстане начал действовать запрет на вывоз продуктов, которые для данных республик являются очень значимыми.

В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в Казахстане, с 22 марта начал действовать запрет на вывоз с территории этой страны нескольких видов социально значимых продуктов, в частности, муки, сахара, гречки, подсолнечного масла и некоторых видов овощей.

Формулировка отданного распоряжения, как его изложил министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов, позволяет судить, что это ограничение пока что на месяц, до окончания срока введенного ранее чрезвычайного положения; однако не факт, что и то, и другое не продлят, если пандемия будет продолжаться.

При этом министр отметил, что "государство обеспечивает открытость границ для грузовых перевозок и сохранение экспортных поставок".

Такое решение вызвало тревогу у южных соседей Казахстана.

Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан либо приобретают эти виды товаров в РК, либо привозят транзитом, в том числе из России.

Запасы зерна в Казахстане

Чем вызвано данное решение – понятно: любое правительство обязано контролировать социально-экономическую ситуацию в стране.

Но отметим, что Казахстан — республика, собирающая много зерна, она имела и имеет большой переходящий запас зерна. В 2019 году Казахстан собрал урожай в 19,3 миллиона тонн зерна. При этом на начало 2019-го запас зерна прошлых лет составил 14,4 миллиона тонн.

Внутреннее потребление Казахстана складывается из семенного фонда — 6 миллионов тонн, продовольственного потребления — 5 миллионов тонн, переработки в промышленном производстве — 1,8 миллиона тонн, потребление населением (как корм скоту и тому подобные нужды) – 0,3 миллиона тонн и потери — 0,6 миллиона тонн.

Итого: 13,7 миллиона тонн внутреннего потребления.

Наличные ресурсы урожая и запаса — 33,7 миллиона тонн, потребление — 13,7 миллиона тонн, остаток получается 20 миллионов тонн.

Около 8,5 миллиона тонн зерна Казахстан экспортирует, так что чистый остаток на начало 2020-го должен составлять 11,5 миллиона тонн. Меньше, чем в прошлые годы, когда казахстанские аграрии дружно жаловались на переполненные элеваторы и склады, но все же очень значительный продовольственный ресурс.

С 2021 года план по продаже зерна государству будет полностью отменен - Мирзиёев >>

При населении Казахстана порядка 18,8 миллиона человек и среднедушевом потреблении в 2019-м в 120 килограммов хлебопродуктов на все нужды населения хватило бы около 3 миллионов тонн (при 75%-м помоле).

Наличного запаса (на начало 2020-го) хватает Казахстану почти на четыре года. Так что с точки зрения запасов проблем с хлебом в Казахстане нет.  

Мука очень нужна Узбекистану и другим странам ЦА

Но проблема с хлебом существует у южных соседей Казахстана.

Кыргызстан в 2019 году импортировал муки 69,2 тысячи тонн. В декабре 2019-го обсуждалось даже введение моратория на импорт муки.

Республика импортировала в том же году 153 тысячи тонн зерна при собственном урожае в 1,8 миллиона тонн, в том числе 665,7 тысячи тонн пшеницы. Продовольственного зерна не хватает (потребление около 768 тысяч тонн, необходимый импорт — 102,3 тысячи тонн). Но в целом ситуация вовсе не катастрофическая.

Узбекистан и Таджикистан импортируют гораздо больше. Узбекистан в 2019 году закупил 500 тысяч тонн муки и 3,2 миллиона тонн зерна, то есть примерно половину своего продовольственного потребления.

Таджикистан импортировал около 1 миллиона тонн зерна и 56 тысяч тонн муки. Импортом покрывается порядка 60% внутреннего потребления хлебопродуктов в республике.

Эти три республики покупают муку почти исключительно в Казахстане, и суммарный ввоз составляет 625 тысяч тонн (833 тысячи тонн зерна при 75%-м помоле).

Среднемесячный импорт в эти три республики составляет 52 тысячи тонн муки. Без него могут возникнуть серьезные продовольственные затруднения.

Казахстан — транзитный хаб поставок сахара

По сахару ситуация несколько другая.

Сахарный завод
© Sputnik / Виталий Тимкив

Кыргызстан выращивает сахарную свеклу и потому имеет возможность покрыть свои потребности в сахаре. В 2019 году импорт сахара составил всего 1,3 тысячи тонн, тогда как экспорт — 19,3 тысячи тонн.

Казахстан в 2019-м импортировал 390,5 тысячи тонн сахара (219,6 тысячи тонн из России), Узбекистан — 114,6 тысячи тонн (из России 96,5 тысячи тонн), Таджикистан — 78,9 тысячи тонн (62,7 тысячи тонн).

Поставки сахара-рафинада почти целиком покрывались ввозом из России и Украины. Также есть ввоз сахара-сырца для внутренней переработки.

В принципе, Россия, которая в 2019 году вывезла 640 тысяч тонн сахара, в состоянии покрыть все потребности в сахаре-рафинаде в странах Центральной Азии. Поэтому все вопросы сахарных поставок лучше решать совместно с Москвой.

Казахстан в этом случае выступает своего рода транзитным хабом, по которому сахар поступает в Узбекистан и Таджикистан. Этот момент обязательно нужно учитывать, чтобы не поставить своих соседей в затруднительное положение.

Целесообразно создать продовольственную комиссию ЕАЭС

Итак, сложившаяся система продовольственного рынка Центральной Азии показывает, что Казахстан играет значительную роль в снабжении Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана импортными продовольственными товарами.

Любые ограничения вывоза перечисленных продуктов, даже на месяц объявленного чрезвычайного положения, ставят эти страны перед лицом серьезных трудностей.

Положение на рынке Узбекистана и Таджикистана еще до коронавируса, в конце 2019 — начале 2020 года, уже было сложным, наблюдалось вздорожание продуктов, что говорит о дефиците. Введенные ограничения эти проблемы только усугубляют.

Представляется, что Казахстану необходимо не только заботиться о своем продовольственном рынке, но и бронировать определенные квоты по пшенице и муке для соседних республик, а также обеспечивать надежный и бесперебойный транзит продовольственных грузов в южные республики Центральной Азии.

Постановка этого вопроса в стиле каждый за себя ничего, кроме серьезных и трудноразрешимых проблем, создать не может.

Раз уж сложилась такая ситуация и не очень понятно, сколь долго она продлится, то целесообразно в рамках ЕАЭС создать общую продовольственную комиссию (с участием Узбекистана, зависимого от рынка организации) для совместного и взвешенного решения этих проблем.

37983
Теги:
продукты, импорт, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Центральная Азия, Казахстан, зерно
Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин в ходе встречи на саммите G20 в Осаке. 29 июня 2019

Америка начинает "российский сценарий" для своего главного врага

2724
Холодная война между США и Китаем переходит в финансовую плоскость. Судя по действиям американских сенаторов, Китаю готовят полное отключение от американского финансового рынка, который является источником капитала для многих крупных китайских компаний

В период активной глобализации и создания того, что западные геополитические эксперты гордо называли "Кимерика" (Китай + Америка) — эдакого симбиотического взаимодействия и сращивания экономик и финансовых секторов США и КНР, — китайские, в том числе государственные, компании очень активно стремились разместить свои акции и облигации на американских рынках.

Это давало доступ к большим деньгам и открывало многие возможности в плане сотрудничества с международными банками, которые всегда более лояльно относятся к компаниям, чьи акции котируются на Нью-Йоркской бирже (NYSE) или Nasdaq.

Более того: определенный элемент престижа и своего рода желания получить официальное признание того, что китайские корпорации являются по-настоящему международными и серьезными игроками глобальной экономики, тоже присутствовали в этом массовом походе китайских эмитентов на американские биржи.

С точки зрения официального Вашингтона, бонусы, которые получали китайские компании от размещения акций и облигаций на американских рынках, были незначительной мелочью по сравнению с рычагом давления, который Вашингтон получал на те компании, которые взяли деньги у американских инвесторов и чей менеджмент с замиранием сердца начал смотреть на котировальные панно американских бирж.

Собственно, сейчас мы наблюдаем процесс использования этого рычага против Китая: сенат США единогласно (это важно!) вынес решение о принятии законопроекта, который приведет к делистингу (снятию с торгов) акций и депозитарных расписок китайских компаний, которые торгуются на американских биржах.

BBC сообщает: "Сенат США принял законопроект, который может запретить некоторым китайским компаниям продавать акции на американских биржах. Закон требует, чтобы зарубежные фирмы следовали стандартам США в отношении аудита и других финансовых норм. Мера теперь должна быть принята палатой представителей (Конгресс США — прим. ред.), прежде чем ее подпишет президент Трамп. <...> Законопроект также потребует от публично торгуемых компаний раскрывать, принадлежат ли они иностранному правительству или контролируются им".

Как справедливо отмечают британские журналисты, законопроект теоретически относится ко всем иностранным компаниям, но нацелен конкретно на Китай.

Китайские государственные (и не только) компании не очень любят пускать американских и контролируемых США аудиторов на свою внутреннюю кухню. Более того, передача некоторых категорий финансовой информации за рубеж в принципе запрещена китайским законодательством.

Вряд ли официальный Пекин будет готов пойти на унизительные уступки в этом вопросе, тем более что действующая схема прекрасно работала много лет: американские инвесторы получали возможность поучаствовать во взрывном росте экономики КНР и зачастую огромные дивиденды от компаний из нефтяного, телекоммуникационного, девелоперского и нефтехимического секторов — и не задавали лишних вопросов.

То, что позиция американских финансовых регуляторов и законодателей внезапно изменилась, — это не результат нескольких корпоративных скандалов в КНР (как любят писать некоторые журналисты), а очевидное последствие политического конфликта по линии Вашингтон — Пекин.

Кстати, первыми пострадавшими от попыток США закрутить финансовые гайки экономике КНР стали — парадоксальным образом — американские пенсионеры, которые обслуживаются в пенсионном фонде для госслужащих и военных.

В начале мая, как сообщает деловой журнал Forbes, "Белый дом под руководством президента Трампа сделал официальный шаг — международный портфель акций, используемый (пенсионным фондом — прим. ред.) для военнослужащих, не должен инвестировать ни в какие китайские акции. И точка."

При этом доступ государственного пенсионного фонда к финансовым инструментам на других финансовых рынках остался. Видимо, желание сохранить доступ действующих и будущих американских "государственных пенсионеров" к доходам от компаний в других странах перевесило патриотический пыл администрации Трампа, но при этом антикитайские эмоции взяли верх над экономической логикой.

В некотором смысле это можно считать знаком перелома в отношениях двух стран: симбиоз, когда-то основанный на экспорте в Китай из США капитала и рабочих мест в обмен на сверхдешевый импорт, который создавал искусственное (и, по большому счету, фальшивое) благосостояние для рядового американца, уже не интересен Белому дому. Он теперь хочет лишить Китай американского капитала и вернуть в США рабочие места.

С вопросом лишения КНР доступа к американским деньгам особых проблем, скорее всего, не будет: запрет на кредитование американскими банками китайских компаний с государственным участием — это логичный следующий шаг, тем более что он уже был опробован против России. Делистинг компаний с государственным участием (или компаний, которые попадут под очередной раунд антикитайских санкций) тоже легко организовать, получив дополнительный бонус в виде временного, но, вполне возможно, острого падения цен на китайские акции.

У Белого дома, если конгресс примет одобренный сенатом законопроект, будет возможность показать избирателям нечто, напоминающее решительную победу на финансовом фронте: падающие цены на акции Baidu, PetroChina, China Petroleum & Chemical Corporation, Alibaba Group или China Mobile.

Но это будет иллюзорная победа. Акции этих компаний купят в Гонконге разумные международные или китайские инвесторы, которые будут благодарны Трампу за столь приятный подарок, но американским избирателям об этом не расскажут по телевидению.

А вот с рабочими местами, заводами и фабриками — будет намного сложнее. Санкциями можно убрать китайские акции с американской биржи, но ими нельзя построить завод.

Китай выделит $2 млрд странам, пострадавшим от пандемии COVID-19 >>

Даже долларовым печатным станком нельзя построить завод, найти для него рабочую силу нужной квалификации (перековать блогеров и маркетологов на фрезеровщиков быстро не получится, а может и вообще не получиться) и продолжить инфраструктуру.

С этим вопросом Белому дому придется столкнуться чуть позже. Пока же администрация Трампа делает ставку на санкции и на легендарную американскую изобретательность, умноженную на упрямство.

Однако даже этих ингредиентов может не хватить для того, чтобы американская экономика после разрыва симбиоза с Китаем внезапно стала здоровой, сильной и производительной.

2724

Китайский локомотив мировой экономики осторожно набирает скорость

1009
Почему ежегодное весеннее заседание китайского парламента — с каждым годом все более важное для мира событие, а сейчас особенно? Минимум по двум причинам.

Первое: на сессии станет понятно, сможет ли китайская экономика вновь, как в 2009-10 годах, оказаться мотором глобального роста, то есть помочь другим странам выйти из вирусного кризиса.

И второе: всем интересно представить, насколько Китай готов к дальнейшей конфронтации с США как минимум до президентских выборов в ноябре — то есть речь попросту о военных расходах.

Большие и маленькие сенсации на указанные темы ожидаются в период с минувшей пятницы (когда сессия торжественно открылась) до самого конца мероприятия, то есть до конца следующей недели. Но уже заранее мировые СМИ придирчиво проанализировали все мнения и утечки из самого Китая и окрестностей: в конце концов, речь о здоровье первой экономики мира. (Парламент традиционно занят прежде всего экономикой, внешнеполитические декларации там на втором месте.)

К слову о здоровье и пандемиях — пекинская пропаганда делала упор на самом факте открытия сессии. Ее по понятным причинам задержали на 78 дней. Но теперь в Пекин слетелись несколько тысяч парламентариев, если считать делегатов Всекитайского собрания народных представителей вместе с коллегами из аналога нашей Общественной палаты — Народного политического консультативного совета. Они заседают пусть иной раз в масках, но живьем и рядышком: понятно, что тут демонстрация возвращения страны к нормальности.

Хотя это уже в порядке вещей, и зум-дипломатия, огрызаясь, уходит — например, никто не останавливал подготовку к совместным саммитам ШОС и БРИКС в нашей Северной столице в июле (общение будет вполне натуральным), а Дональд Трамп хочет организовать такую же живую встречу G7 у себя в США.

Насчет экономического роста Китая: в первом квартале ВВП упал на 6,8%. Промышленное производство — на 8,4%. Однако экономика возрождается взрывным образом (всем чертовски хочется работать). Оценки частных экспертов-экономистов (например, China International Capital Corporation): по итогам года Китай даст прирост в 2,6%. А это сенсация — какая из крупных экономик мира сейчас вообще мечтает выйти в плюс?

Но произошла еще большая сенсация. В первый день сессии, делая отчетный доклад, глава китайского правительства Ли Кэцян объявил: в этом году мы решили вообще отказаться от провозглашения целевых цифр (по части ВВП). Потому что риски и вызовы, как внешние, так и внутренние, — невиданного масштаба.

Такое произошло впервые за несколько десятилетий. Понимать это можно по-разному. Вызовы — это и давление со стороны США, и необходимость разобраться, что вообще происходит с экономикой после травм карантина.

В общем, сейчас смысл не в том, чтобы ставить рекорды, а в стабилизации. А вот если рекорды (те самые 2,6%) все-таки будут, то родится новая сенсация.

Зато премьер очень ясно обозначил параметры той самой стабилизации. Надо создать девять миллионов рабочих мест в городах, чтобы удержать безработицу не выше шести процентов. И еще — подтверждается давняя цель: победить крайнюю бедность в 2020 году. Имеется в виду село, оставшаяся одна тысяча депрессивных деревень. Видимо, этот замысел признали реалистичным.

Роль локомотива мирового развития можно сыграть по-разному. Китай вполне может позволить себе нарастить импорт. Экспорт в страны типа США (ведущие с Китаем полномасштабную экономическую войну) упадет, но он и так упал бы — кто ожидает вообще каких-то достижений от США или европейцев сегодня?

Кроме того, не видно препятствий к развитию высокотехнологичных проектов со странами в рамках проекта "Пояс и путь", куда входит и Россия. Вдобавок Китаю повезло — цены на нефть и газ пока благоприятствуют подъему.

Рост возможен какой угодно, если влить в экономику много денег. Но тут финансисты мира следят за Китаем особенно внимательно: слишком много денег означает инфляцию и разные события с курсом юаня. А вот то, что как раз с этого года заработали новые правила для иностранных финансовых инвесторов, снимающих с них лимиты на объем вложений, — это оказалось вовремя, потому что в страну придут новые деньги. Не из США — так и не надо, мир велик.

По части финансов ориентиры обозначены так: дефицит в 141 миллиард долларов США, не более 3,6% ВВП. Внутренний заем на ту же сумму. Поощрение банков уменьшить долги бизнеса на 353 миллиарда. Инфляция не более 3,5%. Мало в мире стран, способных в этом году удержать свои системы в таком порядке.

Военные расходы — отдельная и интересная тема. С одной стороны, на военных легли дополнительные нагрузки и расходы по борьбе с пандемией (а армия очень даже тут поучаствовала).

И это не говоря о том, что американская военная активность в Южно-Китайском море за год выросла вчетверо. С другой стороны, в тяжелый год военные расходы можно и урезать и бросить все силы на восстановление гражданской сферы.

В последние годы эти расходы в Китае росли по мере общего прироста экономики и никогда не выходили за рамки двух процентов ВВП. Значит, сейчас должны прирастать незначительно, если вообще будут.

В любом случае, официально и в долларовом выражении они в прошлом году составляли 177,6 миллиарда (второе место в мире), а в США — 732 миллиарда, и 3,4% от ВВП. Китай закапывает военные расходы в другие статьи бюджета? Но даже независимые подсчеты, например Stockholm International Peace Research Institute, дают цифру в 261 миллиард. До уровня США далеко.

Хотя планы получить к 2050 году четыре авианосные группы вместо нынешних двух никто не отменял. Эта история станет яснее по ходу сессии.

А пока что сухой остаток — уверенность, что именно в этом тяжелом году в Китае победят бедность. Внешний мир, следящий за ходом пекинских парламентских заседаний, понимает, что это тоже показатель внутренней силы страны.

1009
Теги:
Экономика, Китай
Жасур Яхшибоев

Яхшибоев вновь возглавил список лучших бомбардиров Беларуси

315
(обновлено 19:07 24.05.2020)
Джасур Яхшибоев снова стал первым по числу забитых мячей в чемпионате Беларуси по футболу. Благодаря ему команда "Энергетик-БГУ" поднялась в турнирной таблице.

ТАШКЕНТ, 24 мая — Sputnik. Легионер "Энергетика-БГУ" узбекский форвард Джасур Яхшибоев снова лучший бомбардир белорусского чемпионата, забив 7 голов.

Накануне минчане вырвали победу у "Ислочи" со счетом 2:1 в очередном матче 10-го тура чемпионата Беларуси. Счет открыл Яхшибоев, реализовав пенальти на 15 минуте.

Соперник вскоре отыграл один мяч, однако на второй компенсированной минуте "Энергетик-БГУ" смог обеспечить себе еще один гол и одержать победу.

Теперь клуб занимает вторую строчку в турнирной таблице, а Джасур Яхшибоев в очередной раз возглавляет список самых результативных игроков лиги.

315
Теги:
Узбекистан, Беларусь, футбол, Жасурбек Яхшибоев