Улица в сельской местности в Узбекистане

Власти Узбекистана направят на борьбу с бедностью 100 миллиардов сумов

1305
(обновлено 14:32 01.04.2020)
К октябрю в стране будут разработаны концепция социально-экономического развития республики до 2030 года, программа сокращения бедности и проект постановления о введении с 2021 года во всех регионах страны минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума.

ТАШКЕНТ, 1 апр — Sputnik. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев утвердил меры по коренному обновлению государственной политики в области развития экономики и сокращения бедности, сообщает Norma.uz.

В соответствии с указом главы государства, Министерство экономики и промышленности преобразуется в Министерство экономического развития и сокращения бедности. Отныне все концепции, стратегии и программы по развитию отраслей, сфер и территорий будут разрабатывать по согласованию с новым ведомством.

Для финансирования мер по сокращению бедность в республике министерству в 2020 году будет выделено 100 миллиардов сумов из средств Антикризисного фонда при Минфине.

Кроме того, в соответствии с указом главы государства, Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства преобразуется в Агентство по развитию предпринимательства с подразделениями во всех областях, городах и районах, а Агентство урбанизации ликвидируется. Его функции и задачи будут переданы Министерству экономического развития и сокращения бедности.  

Также в ведение нового ведомства передаются Республиканская высшая школа бизнеса и управления имени Абу Райхана Беруни при НАПУ и Республиканский центр обучения основам предпринимательской деятельности с территориальными филиалами. На их базе создается Высшая школа бизнеса и предпринимательства с региональными филиалами в Нукусе и всех областных центрах, которая станет вузом по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере корпоративного управления и предпринимательства.  

В срок до 1 октября 2020 года будут разработаны концепция социально-экономического развития республики до 2030 года, стратегия развития промышленности до 2030 года, программа сокращения бедности и проект постановления о введении с 2021 года во всех регионах страны минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума.

Ранее президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассказал, что, по предварительным расчетам, 12-15% или 4-5 миллионов населения страны находится в состоянии бедности. Их ежедневный доход не превышает 10-13 тысяч сумов.

Глава государства отметил, что необходимо изучить ситуацию в разрезе каждой махалли, района, города и области.

Он также заявил, что сокращение бедности не означает повышения размеров заработной платы или пособий, массовой выдачи кредитов. Прежде всего необходимо обучать население профессиям, повышать финансовую грамотность, побуждать людей заниматься предпринимательством, улучшать инфраструктуру, качество обучения и лечения, внедрить систему адресной выдачи пособий, сказал узбекский лидер.

1305
Теги:
малоимущие граждане, Экономика, бедность, Узбекистанцы, Узбекистан
Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций

Что делать, когда импортный бензин дешевле своего и почему акциз не панацея

653
Компания "Узбекнефтегаз" предложила Минэнерго для защиты внутреннего рынка увеличить акциз на импорт бензина в четыре раза – с нынешних 5% до 20%. В Антимонопольном комитете уже заявили, что это нецелесообразно. Почему же появилась такая инициатива?

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. Рынок нефти и нефтепродуктов в Узбекистане проходит через заметные изменения. Правительство позволило фактическому монополисту "Узбекнефтегазу" формировать цены на бензин, исходя из спроса на биржевых торгах. С августа прошлого года на "рыночные рельсы" перевели АИ-91, а с мая 2020-го – АИ-80 и дизельное топливо.

Все это привело к тому, что для простых автомобилистов цены на наиболее востребованные марки бензина стали заметно ниже. В то же время подешевело и импортное топливо, но уже по другой причине.

Вмешалась глобальная пандемия коронавируса. Чтобы не допустить распространения COVID-19, властям затронутых эпидемией государств пришлось серьезно ограничить как экономическую деятельность, так и передвижения граждан, в том числе на личном и общественном транспорте. Это повлекло небывалое падение спроса на нефть, из которого и производят бензин. Кроме того, проявились разногласия среди стран-участниц соглашения ОПЕК+ по поводу дальнейшего снижения добычи "черного золота". Хоть они и были, в конце концов, разрешены, процесс падения мировых цен на нефть было уже не остановить.

Таким образом, в самом Узбекистане к настоящему времени сложилась довольно необычная ситуация – импортный бензин стоит дешевле произведенного в стране. Так, цена казахстанского АИ-92 на заправках UNG, принадлежащих "Узбекнефтегазу", составляет 5 тысяч сумов, в то время как местный АИ-91 – на 600 сумов дороже.

Чтобы не допустить потери клиентов, "Узбекнефтегаз" и предложил увеличить акцизы на импортируемое топливо – с 5 до 20%. Кроме того, есть инициатива обнулить ставку на ввоз сырья для изготовления бензина (сейчас она составляет 5%. Тем самым компания намерена "стимулировать производство нефтепродуктов на территории республики". Повышение таможенного акциза должен привести к снижению поставок бензина из-за границы, а удовлетворять спрос можно будет за счет местного топлива – с Ферганского и Бухарского НПЗ.

В краткосрочной перспективе, возможно, это сработает – спрос на бензин в стране с момента введения карантина в среднем упал на 60-65%, а в Ташкенте – на все 70-80%. Параллельно в январе-апреле, по данным Госкомстата, производство топлива в Узбекистане выросло на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сформированы излишки.

Все это позволит нормализовать ситуацию с нефтепродуктами в стране – по крайней мере, до тех пор, пока власти не снимут все карантинные ограничения. Но затем все придется возвращать обратно. Повышение акцизов на импорт и ограничение конкуренции на внутреннем рынке не смогут решить главную проблему – зависимость Узбекистана от зарубежной нефти и нефтепродуктов.

Отечественные заводы не способны производить столько бензина, сколько необходимо стране. Собственных запасов нефти также недостаточно, приходится покупать дополнительные объемы за границей – в основном в России и небольшую часть в Казахстане. Они поставляют до трети от суммарного внутреннего спроса.

Эта ситуация приводит к тому, что в Узбекистане бензин – самый дорогой в Центральной Азии. По данным аналитического издания Global Petrol Prices, один литр в Узбекистане стоит 0,65 долларов, тогда как у соседей – от 0,42 (Казахстан) до 0,50 долларов (Кыргызстан).

И это даже несмотря на то, что из государств региона только Туркменистан не испытывает потребности в импортном топливе. Просто российские производители продают бензин в Казахстан и Кыргызстан по внутрироссийским ценам (им не нужно платить экспортные пошлины, которые, к слову, снижаются из-за налогового маневра).

В случае Узбекистана все работает по-другому: российским компания приходится платить и экспортную пошлину в России, а затем и импортный акциз при ввозе в Узбекистан. В 2017 году он составлял 30% от таможенной стоимости нефтепродуктов, а с 2018-го – 5%. Из-за этого цены на внутреннем рынке Узбекистана сильно зависят от мировых цен на нефть.

Безусловно, правительство Узбекистана предпринимает шаги, направленные на наращивание собственного производства, модернизацию имеющихся промышленных мощностей и строительство новых.

До января 2020 года НПЗ освобождали от уплаты налогов на прибыли, с недавних пор упразднили госрегулирование цен на бензин, а во второй половине этого года совместно с иностранными инвесторами ожидается запуск завода по производству синтетического топлива Uzbekistan GTL.

Но даже с новыми мощностями республика пока не может полностью отказаться от от импортного бензина, а резкое повышение акцизов есть риск возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке.

С этим согласны и эксперты. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что предлагаемые меры «в целом будут на руку крупным производителям нефтепродуктов в республике». Снижается импорт – снижается и уровень конкуренции.

Проанализировав ситуацию, в Антимонопольном комитете высказались против инициативы нефтяников, усмотрев в этом риск для конкуренции и ухудшение положения потребителей. Напротив, идет работа по выравниванию ставок акцизов, которые платят отечественные производители и импортеры. Как заявили в Минфине, сейчас этот вопрос прорабатывается совместно со всеми заинтересованными ведомствами.

Впрочем, подобные защитные механизмы принимаются и в других странах мира. Так, 25 мая правительство России вовсе запретило до 1 октября 2020 года закупки бензина за границей – все из-за того, что сейчас завозное топливо, как и в Узбекистане, стало дешевле отечественного.

Но есть и разница: российские производители способны сами полностью обеспечить внутренний рынок бензином, а НПЗ Узбекистана – нет. Кроме того, в России эта мера имеет временный характер, а инициатива "Узбекнефтегаза" (по крайней мере, в нынешнем ее виде) – нет. И это при том, что простое повышение акцизов на импорт вряд ли сможет помочь Узбекистану нарастить выпуск собственного автомобильного топлива.

В других странах, к слову, также применяются ввозные пошлины на бензин – например, в ЕС установлена общая ставка в 4,7% от таможенной стоимости топлива с октановым числом менее 95.

В США на фоне нефтяного кризиса и падения спроса на моторное топливо также заявляли о планах по введению высоких пошлин на нефтепродукты из России и Саудовской Аравии. Однако аналитики уверены, что это повлечет еще больший кризис на внутреннем рынке.

Но в целом в более развитых странах уровень защиты внутреннего рынка от иностранных производителей меньше, чем в развивающихся – в отличие от последних они способны сохранить стабильность экономики, применяя чисто рыночные механизмы.

653
Теги:
Узбекнефтегаз, Антимонопольный комитет Узбекистана, пошлины, топливо, акцизы, бензин, Узбекистан
Вертолет  Ми-8МТВ-1

Uzbekistan Airways продает два вертолета за $2,5 млн

5669
(обновлено 15:26 27.05.2020)
На продажу выставлены авиационные двигатели, в рамках проекта дальнейшей унификации и модернизации самолетомоторного парка.

ТАШКЕНТ, 27 мая - Sputnik. АО Uzbekistan Airways выставило на продажу выведенную из эксплуатации авиационную технику. Это сделано в рамках проекта дальнейшей унификации и модернизации самолетомоторного парка, говорится на сайте Агентства по управлению госактивами.

Среди реализуемой техники - вертолеты МИ-8МТВ-1 1991 года выпуска, стоимостью $1 224 904, а также вертолет такой же модели, но 1992 года выпуска, стоимостью $1 274 265.

На продажу также выставлены авиационные двигатели.

Напомним, два дня назад стало известно, что АО Uzbekistan Airways могут передать в управление зарубежной компании.

Президент поручил Министерству транспорта разработать бизнес-модель по преодолению последствий пандемии для АО Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports. Обсуждается вопрос привлечения новых авиаперевозчиков на рынок гражданской авиации. Это, как ожидается, позволит усилить конкуренцию на рынке. Вместе с тем в процессе обсуждения - вопрос передачи Uzbekistan Airways в управление престижной зарубежной компании.

5669
Теги:
Продажа, Узбекистан, UzAirways, Авиакомпания Uzbekistan Airways, Вертолет

В России переименовали реку с неприличным названием

804
Река протекает в Адлерском районе Сочи, рядом с дорожным указателем "Река Херота" любили фотографироваться гости курорта.

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В Сочи местные власти решили вернуть реке, протекающей в Адлерском районе, первоначальное название, и дело здесь совсем не в желании восстановить историческую справедливость.

Речь идет о реке Херота, которая стала центром притяжения туристов из-за своего неблагозвучного названия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Поставь правильно ударение 😅😅😅Пишите в коментах #река #рекавадлере #херота #рекахерота

Публикация от Недвижимость Сочи (@aleksandr_butintsev)

Ее было решено переименовать в Хороту, сообщили в пресс-службе городского собрания.

"Вопрос о названии реки Херота неоднократно поднимался общественностью и краеведами, и оброс разного рода мифами, например, о том, что географический термин "Херота", якобы, появился из-за располагавшейся здесь в годы Кавказской войны некой Десятой роте", — говорится в сообщении.

Было проведено тщательное исследование различных исторических источников, в результате чего выяснилось, что эту реку гораздо чаще называли "Хорота", хотя также можно было услышать "Хирота", "Хуарота" и "Хвирта".

Окончательную ясность в данный вопрос внес Российский государственный военно-исторический архив. 

"На карте восточного берега Черного моря от реки Кубани до реки Кодор рядом с укреплением Святого Духа на мысе Константиновском значится река Хорота. Данная карта была составлена в 1839 году на основании инструментальных и глазомерных съемок, произведенных во время экспедиций  в 1836, 1837 и 1838 гг. и подписана начальником штаба войск Кавказской линии и Черномории флигель-адъютантом Его Императорского Величества полковником А.С. Траскиным", — написал глава военно-исторического архива Александр Приютов.

Таким образом, исчезла одна из неофициальных российских достопримечательностей, которая притягивала туристов с чувством юмора.

804
Теги:
Россия, Сочи, река