Производство Риштанской керамики

В Риштане начали строить центр гончарного производства

1001
(обновлено 12:35 06.05.2020)
Опытные риштанские мастера будут выезжать на создаваемые в рамках инвестиционной программы гончарные предприятия, организовывать производственные процессы и обучать молодых специалистов.

ТАШКЕНТ, 5 мая — Sputnik. В Риштанском районе Ферганской области дан старт масштабной инвестиционной программе по развитию гончарного производства в Узбекистане, сообщили в пресс-службе Министерства инвестиций и внешней торговли.

Состоялась церемония закладки первого камня в строительство специализированного Центра гончарного производства. Здесь будут построены творческие мастерские, экспозиционные галереи, гостиницы, пункты общественного питания и другая необходимая инфраструктура.

Данный комплекс также будет являться ключевым координирующим звеном в реализации отдельной инвестиционной программы, направленной на распространение успешного опыта риштанских ремесленников на остальные регионы страны.

Программа предусматривает реализацию 59 проектов по созданию гончарных производств во всех районах и городах республики, что позволит обеспечить занятость для 75-80 тысяч жителей различных регионов, а также значительно нарастить экспортный потенциал. 

Опытные риштанские мастера будут выезжать на создаваемые в рамках инвестиционной программы гончарные предприятия, организовывать производственные процессы и обучать молодых специалистов.

Помимо этого, в Ферганской области имеются другие специфичные для региона направления, которые характеризуются возможностью привлечения местного населения к надомному труду, а также позволяют увеличить экспортный потенциал.

В связи с этим запущены 3  дополнительные инвестиционные программы: программа по применению опыта виноградарства Алтыарыского района, программа по выращиванию гранатов и программа по выращиванию саженцев плодовых и декоративных деревьев, а также рассады цветочных культур, на основе опыта Кувинского района. В рамках каждой из реализуемых программ уже определены конкретные локации, инициаторы и сроки реализации.

1001
Теги:
Строительство, Ферганская область, гончар, керамика Риштана
Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций

Что делать, когда импортный бензин дешевле своего и почему акциз не панацея

569
Компания "Узбекнефтегаз" предложила Минэнерго для защиты внутреннего рынка увеличить акциз на импорт бензина в четыре раза – с нынешних 5% до 20%. В Антимонопольном комитете уже заявили, что это нецелесообразно. Почему же появилась такая инициатива?

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. Рынок нефти и нефтепродуктов в Узбекистане проходит через заметные изменения. Правительство позволило фактическому монополисту "Узбекнефтегазу" формировать цены на бензин, исходя из спроса на биржевых торгах. С августа прошлого года на "рыночные рельсы" перевели АИ-91, а с мая 2020-го – АИ-80 и дизельное топливо.

Все это привело к тому, что для простых автомобилистов цены на наиболее востребованные марки бензина стали заметно ниже. В то же время подешевело и импортное топливо, но уже по другой причине.

Вмешалась глобальная пандемия коронавируса. Чтобы не допустить распространения COVID-19, властям затронутых эпидемией государств пришлось серьезно ограничить как экономическую деятельность, так и передвижения граждан, в том числе на личном и общественном транспорте. Это повлекло небывалое падение спроса на нефть, из которого и производят бензин. Кроме того, проявились разногласия среди стран-участниц соглашения ОПЕК+ по поводу дальнейшего снижения добычи "черного золота". Хоть они и были, в конце концов, разрешены, процесс падения мировых цен на нефть было уже не остановить.

Таким образом, в самом Узбекистане к настоящему времени сложилась довольно необычная ситуация – импортный бензин стоит дешевле произведенного в стране. Так, цена казахстанского АИ-92 на заправках UNG, принадлежащих "Узбекнефтегазу", составляет 5 тысяч сумов, в то время как местный АИ-91 – на 600 сумов дороже.

Чтобы не допустить потери клиентов, "Узбекнефтегаз" и предложил увеличить акцизы на импортируемое топливо – с 5 до 20%. Кроме того, есть инициатива обнулить ставку на ввоз сырья для изготовления бензина (сейчас она составляет 5%. Тем самым компания намерена "стимулировать производство нефтепродуктов на территории республики". Повышение таможенного акциза должен привести к снижению поставок бензина из-за границы, а удовлетворять спрос можно будет за счет местного топлива – с Ферганского и Бухарского НПЗ.

В краткосрочной перспективе, возможно, это сработает – спрос на бензин в стране с момента введения карантина в среднем упал на 60-65%, а в Ташкенте – на все 70-80%. Параллельно в январе-апреле, по данным Госкомстата, производство топлива в Узбекистане выросло на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сформированы излишки.

Все это позволит нормализовать ситуацию с нефтепродуктами в стране – по крайней мере, до тех пор, пока власти не снимут все карантинные ограничения. Но затем все придется возвращать обратно. Повышение акцизов на импорт и ограничение конкуренции на внутреннем рынке не смогут решить главную проблему – зависимость Узбекистана от зарубежной нефти и нефтепродуктов.

Отечественные заводы не способны производить столько бензина, сколько необходимо стране. Собственных запасов нефти также недостаточно, приходится покупать дополнительные объемы за границей – в основном в России и небольшую часть в Казахстане. Они поставляют до трети от суммарного внутреннего спроса.

Эта ситуация приводит к тому, что в Узбекистане бензин – самый дорогой в Центральной Азии. По данным аналитического издания Global Petrol Prices, один литр в Узбекистане стоит 0,65 долларов, тогда как у соседей – от 0,42 (Казахстан) до 0,50 долларов (Кыргызстан).

И это даже несмотря на то, что из государств региона только Туркменистан не испытывает потребности в импортном топливе. Просто российские производители продают бензин в Казахстан и Кыргызстан по внутрироссийским ценам (им не нужно платить экспортные пошлины, которые, к слову, снижаются из-за налогового маневра).

В случае Узбекистана все работает по-другому: российским компания приходится платить и экспортную пошлину в России, а затем и импортный акциз при ввозе в Узбекистан. В 2017 году он составлял 30% от таможенной стоимости нефтепродуктов, а с 2018-го – 5%. Из-за этого цены на внутреннем рынке Узбекистана сильно зависят от мировых цен на нефть.

Безусловно, правительство Узбекистана предпринимает шаги, направленные на наращивание собственного производства, модернизацию имеющихся промышленных мощностей и строительство новых.

До января 2020 года НПЗ освобождали от уплаты налогов на прибыли, с недавних пор упразднили госрегулирование цен на бензин, а во второй половине этого года совместно с иностранными инвесторами ожидается запуск завода по производству синтетического топлива Uzbekistan GTL.

Но даже с новыми мощностями республика пока не может полностью отказаться от от импортного бензина, а резкое повышение акцизов есть риск возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке.

С этим согласны и эксперты. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что предлагаемые меры «в целом будут на руку крупным производителям нефтепродуктов в республике». Снижается импорт – снижается и уровень конкуренции.

Проанализировав ситуацию, в Антимонопольном комитете высказались против инициативы нефтяников, усмотрев в этом риск для конкуренции и ухудшение положения потребителей. Напротив, идет работа по выравниванию ставок акцизов, которые платят отечественные производители и импортеры. Как заявили в Минфине, сейчас этот вопрос прорабатывается совместно со всеми заинтересованными ведомствами.

Впрочем, подобные защитные механизмы принимаются и в других странах мира. Так, 25 мая правительство России вовсе запретило до 1 октября 2020 года закупки бензина за границей – все из-за того, что сейчас завозное топливо, как и в Узбекистане, стало дешевле отечественного.

Но есть и разница: российские производители способны сами полностью обеспечить внутренний рынок бензином, а НПЗ Узбекистана – нет. Кроме того, в России эта мера имеет временный характер, а инициатива "Узбекнефтегаза" (по крайней мере, в нынешнем ее виде) – нет. И это при том, что простое повышение акцизов на импорт вряд ли сможет помочь Узбекистану нарастить выпуск собственного автомобильного топлива.

В других странах, к слову, также применяются ввозные пошлины на бензин – например, в ЕС установлена общая ставка в 4,7% от таможенной стоимости топлива с октановым числом менее 95.

В США на фоне нефтяного кризиса и падения спроса на моторное топливо также заявляли о планах по введению высоких пошлин на нефтепродукты из России и Саудовской Аравии. Однако аналитики уверены, что это повлечет еще больший кризис на внутреннем рынке.

Но в целом в более развитых странах уровень защиты внутреннего рынка от иностранных производителей меньше, чем в развивающихся – в отличие от последних они способны сохранить стабильность экономики, применяя чисто рыночные механизмы.

569
Теги:
Узбекнефтегаз, Антимонопольный комитет Узбекистана, пошлины, топливо, акцизы, бензин, Узбекистан
Вертолет  Ми-8МТВ-1

Uzbekistan Airways продает два вертолета за $2,5 млн

5524
(обновлено 15:26 27.05.2020)
На продажу выставлены авиационные двигатели, в рамках проекта дальнейшей унификации и модернизации самолетомоторного парка.

ТАШКЕНТ, 27 мая - Sputnik. АО Uzbekistan Airways выставило на продажу выведенную из эксплуатации авиационную технику. Это сделано в рамках проекта дальнейшей унификации и модернизации самолетомоторного парка, говорится на сайте Агентства по управлению госактивами.

Среди реализуемой техники - вертолеты МИ-8МТВ-1 1991 года выпуска, стоимостью $1 224 904, а также вертолет такой же модели, но 1992 года выпуска, стоимостью $1 274 265.

На продажу также выставлены авиационные двигатели.

Напомним, два дня назад стало известно, что АО Uzbekistan Airways могут передать в управление зарубежной компании.

Президент поручил Министерству транспорта разработать бизнес-модель по преодолению последствий пандемии для АО Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports. Обсуждается вопрос привлечения новых авиаперевозчиков на рынок гражданской авиации. Это, как ожидается, позволит усилить конкуренцию на рынке. Вместе с тем в процессе обсуждения - вопрос передачи Uzbekistan Airways в управление престижной зарубежной компании.

5524
Теги:
Продажа, Узбекистан, UzAirways, Авиакомпания Uzbekistan Airways, Вертолет

В России переименовали реку с неприличным названием

707
Река протекает в Адлерском районе Сочи, рядом с дорожным указателем "Река Херота" любили фотографироваться гости курорта.

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В Сочи местные власти решили вернуть реке, протекающей в Адлерском районе, первоначальное название, и дело здесь совсем не в желании восстановить историческую справедливость.

Речь идет о реке Херота, которая стала центром притяжения туристов из-за своего неблагозвучного названия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Поставь правильно ударение 😅😅😅Пишите в коментах #река #рекавадлере #херота #рекахерота

Публикация от Недвижимость Сочи (@aleksandr_butintsev)

Ее было решено переименовать в Хороту, сообщили в пресс-службе городского собрания.

"Вопрос о названии реки Херота неоднократно поднимался общественностью и краеведами, и оброс разного рода мифами, например, о том, что географический термин "Херота", якобы, появился из-за располагавшейся здесь в годы Кавказской войны некой Десятой роте", — говорится в сообщении.

Было проведено тщательное исследование различных исторических источников, в результате чего выяснилось, что эту реку гораздо чаще называли "Хорота", хотя также можно было услышать "Хирота", "Хуарота" и "Хвирта".

Окончательную ясность в данный вопрос внес Российский государственный военно-исторический архив. 

"На карте восточного берега Черного моря от реки Кубани до реки Кодор рядом с укреплением Святого Духа на мысе Константиновском значится река Хорота. Данная карта была составлена в 1839 году на основании инструментальных и глазомерных съемок, произведенных во время экспедиций  в 1836, 1837 и 1838 гг. и подписана начальником штаба войск Кавказской линии и Черномории флигель-адъютантом Его Императорского Величества полковником А.С. Траскиным", — написал глава военно-исторического архива Александр Приютов.

Таким образом, исчезла одна из неофициальных российских достопримечательностей, которая притягивала туристов с чувством юмора.

707
Теги:
Россия, Сочи, река