Украина "десоветизирует" пенсии: почему у нее получится

2718
(обновлено 18:01 11.10.2020)
Горячей темой уходящей недели на Украине (и не только) стало обсуждение заявления премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля о том, что через 15 лет государство Украина не сможет платить пенсии.

Глава украинского правительства попал под перекрестный огонь критики не только СМИ и блогеров, но и, к примеру, экс-премьера Владимира Гройсмана, который заявил, что не увидел в словах Шмыгаля решения озвученной премьером проблемы. Воспользовалась инфоповодом и оппозиция. Один из руководителей "Оппозиционной платформы — За жизнь" Вадим Рабинович в телеэфире заявил, что вместо решения проблемы выплаты пенсий через 15 лет премьер решил отбирать три процента от зарплаты и вкладывать их в "нужные" предприятия уже со следующего года.

Напомним: само заявление Шмыгаль сделал во время посещения Львовской политехники, студентам которой премьер прочитал лекцию "Украина мечты" (буквально Денис Шмыгаль заявил следующее: "Из-за демографии у нас все меньше будет работоспособных и все больше будет пенсионеров. Соотношение будет один к двум. Чтобы содержать пенсионеров, нужно будет в два раза увеличить налоги. А чтобы платить пенсии еще больше, то еще больше увеличить. Но компании не хотят увеличения налогов. И увеличение в два раза налогов невозможно. А значит, мы не сможем через лет 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика"). Пресс-служба кабинета министров обнародовала видео 3 октября, что и вызвало бурные обсуждения, которые, казалось бы, вряд ли нужны сидящему в качающемся премьерском кресле Шмыгалю.

Но за обсуждением мрачного пророчества премьера остался почти незамеченным озвученный им тогда же чудодейственный рецепт спасения: необходимость запуска наряду с солидарной системой накопительной системы пенсионного обеспечения.

По факту обнародованных откровений имеем:

а) довольно неприглядное будущее для украинских пенсионеров, обрисованное главой правительства, правда, с явно извращенными им причинами такого развития событий;

б) намерение премьера усилить фискальную нагрузку на работодателей и работников посредством введения взносов в накопительную систему и оседлать соответствующие финансовые потоки без серьезных перспектив решения проблемы выплат пенсий через 15 лет.

Рецепт украинского премьера: "Мы будем создавать накопительную пенсионную систему уже со следующего года".

Что тут стоит отметить.

Украинский Пенсионный фонд хронически дефицитен даже при мизерных пенсиях в стране. Средняя пенсия на Украине составляет сегодня 3,4 тысячи гривен (чуть больше девяти тысяч рублей). А две трети от общего числа пенсионеров получают в среднем менее 2,2 тысячи гривен (менее шести тысяч рублей). При этом дефицит Пенсионного фонда стремительно растет: в 2014 году он составлял 76 миллиардов гривен, в нынешнем может достичь 220-230 миллиардов. Покрытие дефицита Пенсионного фонда — самая большая статья расходов государственного бюджета. Проведенная в 2017 году пенсионная реформа, согласно которой были резко увеличены требования к страховому стажу (поэтапно до 30 лет у женщин и до 35 лет у мужчин), сокращена стоимость одного года страхового стажа (до одного процента от получаемой зарплаты) и поднят возраст выхода на пенсию, сократить дефицит не помогла.

Но не потому, что соотношение работающих и пенсионеров вдруг стало составлять один к двум, о чем и сказал премьер. В течение последних лет оно остается примерно на уровне один к 1,1 — даже несмотря на массовый выезд трудоспособных украинцев за рубеж. Причина: вопреки словам премьера о том, что пенсионеров будет становиться все больше, по факту их пока становится все меньше. В 2014 году резкое сокращение пенсионеров объяснялось отпадением от Украины Крыма и части Донбасса. Затем их число на пару лет стабилизировалось — во многом за счет оформления пенсий на подконтрольной Киеву территории пенсионерами из ЛДНР. А вот потом опять стало сокращаться.

Во-первых, по причине специфических условий жизни, созданных для них на Украине — начиная от пенсионного обеспечения и заканчивая доступностью здравоохранения, коммунальных услуг и т. д. Во-вторых, все же начала работать пенсионная реформа, не только повышающая возраст выхода на пенсию, но и отсекающая тех, у кого не хватает страхового стажа. А таковых с каждым годом становится все больше, поскольку в 1990-х (да и позднее) многие работали нелегально, а советского стажа наработать просто не успели. С 2016 года число пенсионеров на Украине сократилось с 12,5 до 11,2 миллиона. И эта тенденция явно продолжится и даже углубится — через десять лет советского стажа у людей, претендующих на пенсию, почти не окажется. А ожидать улучшения качества жизни в стране точно не приходится.

Но в ближайшие годы соотношение и вправду может измениться в пользу увеличения числа пожилых и неработающих, приходящихся на работающего человека. Правда, не по причине роста арифметического числа первых.

Во-первых, постмайданная украинская власть под бдительным руководством западных кураторов уже седьмой год занимается ликвидацией остатков своей перерабатывающей промышленности. Причем в первую очередь уничтожаются производства с высокой добавленной стоимостью. Оборачивается это сокращением количества рабочих мест. Причем из-за приоритетного уничтожения производств с высокой добавленной стоимостью ликвидируются рабочие места с относительно высокой зарплатой и соответствующими отчислениями в Пенсионный фонд. Люди при этом выдавливаются на низкоквалифицированные работы за рубеж — как для стравливания социального напряжения, так и для того, чтобы государство сводило концы с концами за счет их переводов. Выдавливание людей за рубеж регулярно подавалось властью как достижение, в нем даже прямо участвуют государственные органы, например служба занятости.

Во-вторых, никуда не попрешь против демографии. На Украине, как и во многих странах бывшего СССР, в работоспособный возраст входят люди, родившиеся в самые кризисные с точки зрения рождаемости годы. При этом шансов привлечь в страну иностранных работников в товарных количествах Украина не имеет — и вследствие низких зарплат, и по причине тяжелой ситуации в стране в целом.

Для решения пенсионных проблем премьер предлагает срочно запустить накопительную систему. Речь идет о внедрении однопроцентного отчисления с зарплаты работником и еще двух процентов — работодателем на первых порах с последующим их повышением.

Под управление этими финансовыми потоками предполагается создать новую структуру — пенсионное казначейство. Плюс в их освоении смогут поучаствовать негосударственные пенсионные фонды. Даже при первоначальных ставках взносов уже в 2021 году это позволило бы чиновникам аккумулировать финансовый ресурс в 50 миллиардов гривен. Похоже, именно ради этого Шмыгаль оказался готов пооткровенничать со студентами даже с учетом его шатающегося кресла.

При этом совершенно очевидно, что таким способом описанные проблемы решить абсолютно невозможно. Тем более что на Украине попросту некуда вкладывать пенсионные взносы, чтобы они не обесценились к моменту выхода человека на пенсию. Сегодня это является проблемой даже для развитых стран, что уж говорить о стране, которая деградирует к аграрно-сырьевой экономике, с завидной регулярностью обесценивает свою валюту и т. п.

Единственный способ хоть как-то сгладить надвигающую пенсионную катастрофу — заняться реиндустриализацией и развитием экономики в целом. Правда, это не дает быстрого доступа к миллиардам гривен. К тому же таким путем запрещают идти внешние управляющие.

Поэтому будущее нынешних пока еще работоспособных украинцев видится весьма, скажем так, "десоветизированным".

Источник: РИА Новости

2718
Теги:
пенсионеры, пенсия, Экономика, Украина
Владимир Норов

Генсек ШОС: межбанковское сотрудничество особенно важно в условиях пандемии

47
(обновлено 19:56 30.10.2020)
Генеральный секретарь Шанхайской Организации Сотрудничества Владимир Норов подвел итоги работы Межбанковского объединения в период председательства России. Он подчеркнул, что эпидемия коронавируса продемонстрировала важность и актуальность кооперации и консолидации.

В формате видеоконференции прошло заседание межбанковской организации стран-участниц ШОС, на котором были обсуждены важнейшие аспекты сотрудничества. Ключевыми темами стали взаимодействия в период коронавирусной пандемии, а также поэтапный переход на взаиморасчеты и кредитование в национальных валютах.

Генсек ШОС: роль межбанковского сотрудничества усилилась в пандемию коронавируса
Подводя итоги работы за год, Генсек ШОС Владимир Норов подчеркнул, что у условиях коронавируса взаимная кооперация и помощь стран друг другу особенно актуальная и помогает минимизировать потери в экономике. При этом кооперационные связи необходимо наращивать и дальше.

"В последнее время наметилась тенденция к реализации проектов на двусторонней основе, особенно по лини кредитования. Это очень отрадно, но в то же время говорит о существенном нереализованном потенциале многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской Организации", — подчеркнул Владимир Норов.

Он добавил, что такой комплексный подход помог бы реализовать масштабные проекты в транспортно-логистической, торгово-экономической, энергетической и иных важнейших сферах, затрагивающих интересы сразу нескольких государств. Он также приветствовал переход на взаиморасчеты стран в национальных валютах, видя в этом потенциал для развития и укрепления экономических связей.

Подробнее о докладе Генерального секретаря ШОС слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан

47
Теги:
ВЭБ.РФ, Экономика, банки, ШОС, Владимир Норов
Флаг Шанхайской организации сотрудничества и флаги стран участниц ШОС

Страны-члены ШОС договорились обмениваться опытом антикризисных мер

56
Участники отметили хорошие перспективы для запуска совместных промышленных проектов, развивающих международное разделение труда и повышающих эффективность экономик.

ТАШКЕНТ, 30 окт — Sputnik. Страны Евразии завершают год работы Межбанковской организации ШОС подписанием дорожной карты по борьбе с пандемией и совместных подходов к использованию нацвалют.

"В рамках председательства России в ШОС в этом году осуществлялась непрерывная работа по повышению роли ШОС в региональном управлении и углублении координации многопрофильных механизмов, обеспечении безопасности, экономическом и гуманитарном сотрудничестве", — отметил генеральный секретарь ШОС Владимир Норов.

Существует большой потенциал для развития конкретных транспортных и логистических инвестиционных проектов стран-членов ШОС, увеличения взаимных товарных потоков. Есть хорошие перспективы для запуска совместных промышленных проектов, развивающих международное разделение труда и повышающих эффективность экономик.

"Во всех этих начинаниях институты развития и финучреждения играют ключевую роль, заявил заместитель председателя правительства Алексей Оверчук. — Принимаемая сегодня банками развития стран ШОС "дорожная карта" по преодолению последствий пандемии призвана создать новые точки экономического роста, стимулировать торговлю и инвестиции на пространстве государств-членов".

Чего достигли за год

Главным итогом работы МБО ШОС стала подготовка и совместное подписание двух документов: Дорожной карты МБО ШОС по преодолению последствий пандемии для экономик организации и Совместных подходов к вопросу расширения использования национальных валют на пространстве ШОС.

"Дорожная карта", которая разработана впервые в истории МБО, должна способствовать созданию новых точек роста, придать стимул торговле и инвестициям, отметили участники встречи.

В августе в рамках "дорожной карты" была проведена конференция, обсуждены вопросы поддержки экономики, проектного финансирования и развития городов. ВЭБ готов делиться методическими наработками в этой сфере, а также в области "зеленого" финансирования и структурирования проектов государственно-частного партнерства.

В чем суть совместной работы по "Дорожной карте"

Согласно плану "Дорожной карты", стороны планируют проводить активный обмен опытом антикризисных мер, поддержки компаний и отраслей, субъектов малого и среднего бизнеса, поддержки экспорта (от России экспертизу предоставит Российский экспортный центр, дочерняя организация ВЭБ.РФ).

Планируется также сформировать базу потенциальных проектов для совместного инвестирования, разработать механизм и инструменты долгосрочного  кредитования инфраструктурных проектов, имеющих высокий эффект для реализации целей устойчивого развития, стимулировать рынок зеленого финансирования и уделять повышенное внимание проектам, помогающим реализовать Цели устойчивого развития ООН.

Совместный подход к использованию нацвалют

Второй документ – Совместные подходы к вопросу расширения использования национальных валют на пространстве ШОС. Как следует из него "исходя из "Шанхайского духа", основываясь на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и стремления к совместному развитию, банки развития стран объединения договорились уделять больше внимания использованию национальных валют.

Стороны признали важность расширения кредитования в нацвалютах и их приоритетного использования при реализации совместных проектов и "полагают целесообразным объединить усилия для создания механизмов взаимного доступа к ликвидности в национальных валютах".

Банки развития стран ШОС считают целесообразным создание условий для стимулирования расчетов в национальных валютах между субъектами внешнеэкономической деятельности государств-членов ШОС и обеспечение постепенного перехода на расчеты в национальных валютах, а также признают важность изучения странами ШОС вопросов взаимодействия различных систем передачи финансовых сообщений с системой SWIFT в целях повышения устойчивости расчетов.

По словам Алексея Оверчука, в последние годы страны ШОС достигли существенного улучшения ситуации в области использования национальных валют.

В ходе председательства ВЭБ.РФ в Межбанковском объединении ШОС состоялось подключение к системе Узбекского национального банка. Заявки на присоединение поступили еще от двух банков-партнеров.

Соглашение поможет снизить транзакционные издержки в межбанковских операциях, а также станет важной основой диверсификации расчетов с использованием национальных валют двух стран.

56
Теги:
подписание документов, валюта, ШОС

В Узбекистане директоров школ будут выбирать на основе конкурса

272
(обновлено 22:19 30.10.2020)
Каждый кандидат должен будет представить свою программу развития образовательного учреждения и в течение трех лет ежегодно отчитываться перед кенгашами.

ТАШКЕНТ, 30 окт — Sputnik. Глава республики Шавкат Мирзиёев провел видеоселекторное совещание по вопросам совершенствования системы образования и воспитания, ускорения развития науки в Узбекистане.

Президент отметил, что это — важный "краеугольный камень развития, сила", приумножающая мощь страны. Между тем сегодня в сфере образования существует несколько проблем, которые необходимо решать.

Одна из них — это незагруженность некоторых школ из-за низкого качества образования и недостаточности материально-технической базы. К примеру, в 32 школах города Ташкента — крайне низкий уровень охвата учащихся.

"В связи с созданием широких условий для частных учебных заведений в нашей стране предложено в следующем году в порядке эксперимента передать незагруженные школы в доверительное управление на конкурсной основе", — отметил Мирзиёев.

Глава государства также затронул вопросы внедрения современного менеджмента в школах. В ходе совещания было предложено назначать директоров школ по согласованию непосредственно с местными кенгашами.

При этом будет проводиться конкурс: каждый кандидат должен будет подготовить и представить программу повышения показателей образовательного учреждения на три года.

Участник, чья программа будет признана лучшей, станет директором школы. Однако он обязан будет ежегодно отчитываться о своей деятельности перед кенгашами.

"Основная цель этих мер – организовать эффективную работу школ, исключить незаконные вмешательства в работу директоров и устранить текучесть кадров", — отмечалось в ходе совещания. 

Школа – это не только образовательное учреждение, но и место духовно-нравственного воспитания

Мирзиёев подчеркнул необходимость привлекать к этой работе местных поэтов и писателей. Оплачивать их труд предлагается из фонда директоров школ и местных бюджетов.

Глава республики заявил, что в сфере высшего образования должна быть создана здоровая конкуренция, увеличен охват, а также создан как минимум один негосударственный вуз в каждом регионе.

"Рассмотренные сегодня вопросы требуют высокого уровня ответственности от руководителей всех уровней – от директоров школ до премьер-министра. Эта, на первый взгляд, незаметная работа станет мощным источником, способным в ближайшие 10-15 лет кардинально изменить облик всей страны и государства", – заключил Мирзиёев.

В ходе совещания хокимы, ректоры вузов, директора школ и учителя высказали свои мнения относительно повышения качества и эффективности образования. 

272
Теги:
Узбекистан, воспитание, Образование, Шавкат Мирзиёев