Политолог Дмитрий Верхотуров

Верхотуров о том, почему Узбекистану и Ирану трудно наладить ж/д перевозки грузов

433
(обновлено 18:27 24.12.2019)
Политолог, востоковед, эксперт по Центральной Азии Дмитрий Верхотуров отметил, что Тегеран давно мог бы создать удобную для транзитных операций транспортную систему, если бы не санкции и политическое давление со стороны США и стран Запада.

Министр промышленности, шахт и торговли Ирана Риза Рахмани на встрече с министром инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардором Умурзаковым в Ташкенте заявил, что Исламская Республика готова сыграть роль транзитной страны, соединяющей РУз со странами Северной Африки, открывая морские, железные и автомобильные дороги в транспортном коридоре "Север-Юг".

Кроме того, компания "Узбекистон темир йуллари" сообщила о намерении запустить в течение первого квартала 2020 года новый международный мультимодальный коридор совместно с Азербайджаном, Грузией, Кыргызстаном и Туркменистаном.

Верхотуров о том, почему Узбекистану и Ирану трудно наладить ж/д перевозки грузов

По мнению политолога, востоковеда, эксперта по Центральной Азии Дмитрия Верхотурова, эти два проекта трудно рассматривать отдельно друг от друга.

"Общий маршрут идет до Каспия, а оттуда раздваивается. То есть его можно пустить в Иран — на юг, а также, скажем, через Грузию, Азербайджан — на запад. Но чисто технически эту задачу трудно осуществить по нескольким причинам. Во-первых, Узбекистан все-таки не имеет общей границы с Ираном, потому в цепочку должен быть включен Туркменистан. Еще один момент заключается в том, что железные дороги Узбекистана и Туркменистана имеют советскую колею — 1 520 миллиметров, а иранские — европейскую, 1 435 миллиметров. Это обстоятельство очень осложняет ситуацию, поскольку нужно перегружать товары, переставлять колесные пары вагонов и локомотивов", — сказал эксперт.

Он отметил, что Иран шел к созданию региональной транспортной системы, но из-за политического давления и санкций до сих пор не смог это сделать.

"При этом возможности у него есть: можно вовлечь и средиземноморские порты, порты Каспия, Персидского залива и создать интересную, удобную для транзитных операций транспортную систему", — считает Дмитрий Верхотуров.

Однако пока на страну будут оказывать политическое давление США и Евросоюз, этого, скорее всего, не случится, отметил он. "Поэтому и изобретают такие маршруты, как через Каспий, Азербайджан и Грузию".

"Проект довольно сложный, все зависит от того, насколько дешево получится устроить участок от Туркменбаши до Баку", — сказал политолог.

Полный комментарий слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан.

433

Лузянин: США теряют свое влияние в мире, и пандемия обострила этот процесс

103
(обновлено 18:52 27.05.2020)
Профессор НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России Сергей Лузянин порассуждал о том, какие внутренние проблемы США выявила пандемия, какие у американцев задачи на международной арене и чем это все закончится.
Лузянин: США теряют свое влияние в мире, и пандемия обострила этот процесс

Причины нынешнего обострения китайско-американских отношений куда более глубокие, комплексные и системные, чем кажется, отметил Лузянин.

Наглость должна быть наказуема: в Китае размышляют о санкциях против США >>

По его мнению, конечно, отчасти президент США Дональд Трамп старается развивать соперничество с Китаем, чтобы заработать себе больше очков в преддверии ноябрьских выборов.

Однако это далеко не главная и не единственная причина подобной политики, считает эксперт.

"Базовые причины связаны с геополитическим соперничеством США и поднимающегося Китая, который вышел первым из пандемии и первым восстанавливает экономику. Он для США дополнительный фактор раздражения", — заявил Лузянин во время онлайн-конференция в ММПЦ МИА "Россия сегодня".

По его словам, Соединенные Штаты намеренно пытаются сформировать у мирового сообщества негативное восприятие Китая, и хоть этот посыл "абсолютно беспочвенный", он "представляет колоссальную угрозу для мира и для отдельных регионов".

Говоря об обвинениях и нападках со стороны американцев в адрес ВОЗ и других международных организаций, Лузянин отметил, что все эти попытки не будут иметь успеха.

"Как бы американцы не хотели создать "параллельные институты" или свое собственное ведение глобального управления - это невозможно. Век Америки постепенно ослабевает и уходит в прошлое. И пандемия обострила эти процессы", - заявил он.

Полный комментарий эксперта слушайте в радиоподкасте.

103
Григорий  Баженов

Эксперт объяснил, чем чревато повышение акцизного налога на импорт бензина

373
(обновлено 17:06 27.05.2020)
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов рассказал об особенностях рынка нефтепродуктов в странах СНГ и в Узбекистане в частности.
Эксперт объяснил, чем чревато повышение акцизного налога на импорт бензина

В Антимонопольном комитете назвали предложение "Узбекнефтегаза" об увеличении акцизного налога на импорт бензина "нецелесообразным" и "экономически необоснованным". Объясняя свою позицию, в ведомстве заявили, что в настоящее время в стране созданы равные условия для предприятий, занимающихся производством, импортом и продажей нефтепродуктов.

Также в комитете напомнили, что Бухарский и Ферганский НПЗ, считающиеся монополистами, с мая 2020 года освобождены от ограничений на установление цен, сейчас они формируются исходя из спроса и предложения на биржевых торгах.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов отметил, что на рынке нефтепродуктов в странах СНГ в связи с наследием Советского Союза очень специфические инфраструктурные условия, условия производства и реализации.

"Зачастую есть несколько крупных заводов, которые при этом являются основными поставщиками нефтепродуктов на внутренние рынки. В Узбекистане тоже действуют такие заводы. То есть рынок очень сконцентрирован. В данном случае, если вводятся определенные налоговые позиции, которые снижают объемы импорта, то это приводит к отсутствию конкуренции, в том числе с иностранным производителем. Именно в силу этих причин Антимонопольный комитет выступает против введения данной меры, потому как она будет на руку непосредственно крупным производителям нефтепродуктов в республике", — сказал Баженов.

По его словам, специфичность инфраструктуры порождает специфичность в налогообложении.

В развитых странах, отметил эксперт, рынок организован совсем иначе. 

Подробный комментарий слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан.

373
Теги:
Антимонопольный комитет Узбекистана, Экономика, СНГ, Узбекистан, Нефть

В России переименовали реку с неприличным названием

797
Река протекает в Адлерском районе Сочи, рядом с дорожным указателем "Река Херота" любили фотографироваться гости курорта.

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В Сочи местные власти решили вернуть реке, протекающей в Адлерском районе, первоначальное название, и дело здесь совсем не в желании восстановить историческую справедливость.

Речь идет о реке Херота, которая стала центром притяжения туристов из-за своего неблагозвучного названия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Поставь правильно ударение 😅😅😅Пишите в коментах #река #рекавадлере #херота #рекахерота

Публикация от Недвижимость Сочи (@aleksandr_butintsev)

Ее было решено переименовать в Хороту, сообщили в пресс-службе городского собрания.

"Вопрос о названии реки Херота неоднократно поднимался общественностью и краеведами, и оброс разного рода мифами, например, о том, что географический термин "Херота", якобы, появился из-за располагавшейся здесь в годы Кавказской войны некой Десятой роте", — говорится в сообщении.

Было проведено тщательное исследование различных исторических источников, в результате чего выяснилось, что эту реку гораздо чаще называли "Хорота", хотя также можно было услышать "Хирота", "Хуарота" и "Хвирта".

Окончательную ясность в данный вопрос внес Российский государственный военно-исторический архив. 

"На карте восточного берега Черного моря от реки Кубани до реки Кодор рядом с укреплением Святого Духа на мысе Константиновском значится река Хорота. Данная карта была составлена в 1839 году на основании инструментальных и глазомерных съемок, произведенных во время экспедиций  в 1836, 1837 и 1838 гг. и подписана начальником штаба войск Кавказской линии и Черномории флигель-адъютантом Его Императорского Величества полковником А.С. Траскиным", — написал глава военно-исторического архива Александр Приютов.

Таким образом, исчезла одна из неофициальных российских достопримечательностей, которая притягивала туристов с чувством юмора.

797
Теги:
Россия, Сочи, река