ТАШКЕНТ, 17 дек — Sputnik, Лев Рыжков. С 7 по 15 декабря состоялась экспедиция волонтеров программы "Послы русского языка в мире". Сорок студентов российских вузов отправились в четыре страны СНГ. В Узбекистане в этот раз они посетили Фергану, где провели несколько занятий в школах и вузах региона. Своими впечатлениями кураторы поделились с корреспондентом Sputnik.
"Послы русского языка в мире" — международная волонтёрская программа популяризации русского языка, культуры и литературы в России и за рубежом. В этом году активисты проводили занятия в вузах и нескольких школах Ферганы. Большая часть уроков и семинаров пришлась на русскую школу "Терранова". Помимо студентов политеха, волонтеры встретились с филологами-русистами из Ферганского государственного университета.
"Я не в первый раз в Узбекистане, — рассказала соорганизатор программы, доцент Института русского языка им. А.С. Пушкина Елена Петривняя. — В прошлом году я сопровождала волонтеров в Самарканд. Каждый раз, оказываясь в этой стране, чувствую себя как дома – в тепле, уюте, среди друзей. Наибольшее впечатление произвели школьники из "Террановы". Мы обсуждали с ними "Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкина. Оказалось, что они видят и чувствуют такие языковые нюансы, которые не каждый взрослый распознает. То есть русский язык живет в этих детях".
По словам организаторов, в Узбекистан отправилось восемь волонтеров.
Большинство волонтеров в Узбекистане побывали впервые. Восторг страна вызвала у Захара Степанова – магистранта Московского педагогического государственного университета.
"Мы шли по улицам Ферганы. К нам подошел человек и спросил, откуда мы, — говорит Захар. – Узнав, что из России, этот случайный прохожий сказал: "Вы знаете, у нас тоже есть такие хорошие писатели и поэты". И тут же на улице принялся декламировать нам великого поэта Руми. Это так невероятно, что на душе у меня теперь грусть. Все потому, что я еще не попрощался с Узбекистаном и Ферганой. Я не хочу говорить им "прощай", я хочу сказать им "до свидания".
"Страна нам очень понравилась, — говорит студентка Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Порохня. — Все зависит от того, на какой срок и на каких условиях будет предлагаться программа работы. У многих есть семья, учеба, какие-то связи, которые нас держат. Я с удовольствием поехала бы, но не навсегда. Так было бы с любой страной".
Узбекского языка волонтеры не знают, но готовы его выучить.
"Я знаю четыре языка, – скромно признается Ирина Никитина из Екатеринбурга. – Узбекского в их числе, к сожалению, нет. Но если я поеду работать, то буду его учить, и не сомневаюсь, что выучу. Опыт есть".
ТАШКЕНТ, 25 янв — Sputnik. Стадо редких парнокопытных животных — сайгаков — снова попало в объектив фотоловушки на территории ландшафтного заказника в узбекской части плато Устюрт, сообщили в пресс-службе Госкомэкологии РУз.
Сайгаки занесены в Красную книгу республики. В феврале 2020-го в комитете рассказали, что в фотоловушки на территории заказника впервые за пять лет попала популяция из 35 этих животных.
"Стадо сайгаков попало в фотоловушки комплексного заказника "Сайгачий", расположенного на территории Муйнакского и Кунградского районов Каракалпакстана", — говорится в публикации на Telegram-канале.
Сайгаки устюртской популяции находятся на грани выживания, для их сохранения требуются серьезные усилия.
В 2010 году правительства Узбекистана и Казахстана подписали соглашение по охране, воспроизводству и устойчивому развитию поголовья сайгаков. В рамках реализации документа на Устюрте был создан ландшафтный заказник "Сайгачий".
Cайгак — некрупная антилопа. У самцов есть небольшие светлые рога с темными кончиками, из-за которых их преследуют браконьеры — рога используются в традиционной китайской медицине. По данным экологов, никогда еще численность крупных млекопитающих не сокращалась так значительно, как численность сайгака в течение последних десяти лет — на 90 процентов.
ТАШКЕНТ, 25 янв — Sputnik. Известный российский врач и телеведущий Александр Мясников ответил на самые распространенные вопросы, касающиеся коронавируса и вакцинации.
Специалист объяснил, что делать стоит тем препаратом, который доступен в России. Мясников напомнил: сейчас в стране доступны две вакцины — "Спутник V" и "ЭпиВакКорона".
"Я думаю, что принцип колбасного отдела тут неуместен: "мне 100 грамм "Докторской", или нет — пожалуй ветчинки!". Поскольку определенная разница есть (одна предположительно обеспечивает более долгую защиту, другая, скорее всего, больше подойдет людям с хроническими заболеваниями), то принимать решение надо по совету врача", — написал медик в своем Telegram-канале.
Кроме того, нужно учитывать, что скоро в России появятся еще несколько вариантов вакцин, из которых тоже можно будет выбрать.
Да, для этой группы людей как никогда важно защитить свой иммунитет от развития тяжелой формы COVID-19.
Мясников отметил, что нет исследований, из которых бы следовало, что вакцина может быть опасна для этих пациентов.
Также нельзя предсказать, насколько вакцина окажется для них эффективной.
"Логично предположить, что иммунный ответ у этих больных может быть значительно слабее, чем у других пациентов. Но тем не менее мы не можем пренебрегать хоть какой-то возможностью уберечь этих людей от фатальных последствий", — пояснил Мясников.
Для дополнительной профилактики врач посоветовал капать в нос препарат "Интерферон Гамма" — его можно применять всем пациентам.
Нет, до осени точно не нужно. По мнению медика, иммунитет сохранится и на более долгое время.
"Поймите: о "впустят" вопрос пока не стоит. Нас пока не впустят ни с "Пфайзером", ни без! Европейский союз и США закрыты для всех извне и пока только ужесточают меры", — заявил Мясников.
По его мнению, в будущем, возможно, у пассажиров будут проверять уровень антител.
Впрочем, это все пока не ясно и остается на уровне слухов. Их породили в том числе разговоры об отмене обязательного карантина при въезде из некоторых стран ЕС для вакцинированных.
"Но еще раз: тут речь идет о передвижениях внутри ЕС и у них пока единственно доступная вакцина — "Пфайзер", — добавил врач.
Да, современные вакцины покрывают новые мутации коронавируса.
Если и появляются сообщения о том, что антитела плазмы выздоровевших пациентов не помогают при лечении новых штаммов, то тут скорее речь идет о том, что сама плазма может быть не самым эффективным методом лечения, считает Мясников.
"Коллективный иммунитет нужен только невакцинированным: аллергикам, отказникам и проч. Теоретически, коллективный иммунитет требует 70-90% вакцинированных. Но это чтобы "выдавить" вирус из нашей среды (если такое вообще возможно с коронавирусом). Для того чтобы резко снизить количество тяжелых случаев и смертей, достаточен уровень всеобщей вакцинации в 30-40% (во всяком случае ученые обсуждают именно такие цифры)", — написал специалист.
Но тут надо также понимать две вещи:
Нет, это естественный процесс. Так происходит при любых вирусных инфекциях, причем иногда очень быстро.
"Это нормально, у нас есть клеточный иммунитет, клетки "памяти", которые сразу начнут опять вырабатывать антитела при столкновении с вирусом. Как это будет соотноситься с иммунными паспортами — мне не ясно....", — пояснил доктор.
Напомним, что количество выявленных случаев заражения COVID-19 в мире близится к рекордной отметке в 100 миллионов.
Из них 54,7 миллиона человек выздоровели, 2,13 миллиона — скончались.