Прогулки для избранных и запретные желания: как живется в карантинной зоне

6003
(обновлено 15:48 22.04.2020)
Прошел месяц с момента возведения первых блоков специального карантинного городка под Ташкентом. Как люди проводят время в режиме двухнедельной профилактической изоляции, выясняла корреспондент Sputnik Узбекистан.

ТАШКЕНТ, 21 апр — Sputnik, Дильшода Рахматова. В нескольких километрах от столицы развернут целый городок на почти 10 тысяч мест. Здесь размещают тех, кто вернулся в страну после закрытия границ. Для профилактики и предотвращения распространения коронавируса граждане под наблюдением врачей проводят 14 дней в изоляции.

Просто так попасть на объект без специального пропуска и амуниции невозможно: огороженную территорию изнутри патрулируют сотрудники МВД, а на внешнем периметре – нацгвардейцы. Впрочем, меры хоть и строгие, но необходимые. Усиленные посты и забор вокруг порождают всякие слухи и домыслы. Чтобы их развеять, корреспондент Sputnik сама побывала там и узнала у постояльцев, как им живется в контейнерном городке.

Мобильный центр размещения был возведен примерно за месяц. Сейчас в нем смонтировано 15 блоков на 605 койко-мест каждый. На 21 апреля число постояльцев составляет 7 473 человека.

Демонстрировать свои карантинные будни в сторис Instagram или писать посты в Facebook прибывшие в специальную зону не могут — мобильную связь тут заменили стационарными телефонами. "По проводу" люди общаются не только с внешним миром, но и при необходимости пользуются услугами доставки. Для этого они звонят в круглосуточный информационный центр.

Курить нельзя, бросать!

Пока общаюсь с начальником Центра информации при карантинной зоне Олимхоном Зиёвуддиновым, поступает очередная заявка: жителю одного из контейнеров очень захотелось покурить. Слышно, как мужчина почти жалобным тоном просит принести курева и говорит, что даже готов заплатить. Ситуация конечно не из приятных, но оператор вежливо отвечает отказом. Это не его прихоть — курить в карантинной зоне запрещено Минздравом. Абонент понимающе вздыхает и, поблагодарив за ответ, вешает трубку.

Как живут постояльцы карантинного городка под Ташкентом
Хокимият г. Ташкента / Sputnik / Дильшода Рахматова
По словам Зиёвуддинова, в карантинной зоне есть и семьи с грудничками. Для их временного проживания требуются и специальное питание, и средства гигиены, вплоть до детских памперсов.

Набираю первый попавшийся номер одного из контейнерных блоков. Мой собеседник Ферузбек приехал из Казахстана. Условиями размещения он доволен, особенно едой.

"Все тут хорошо. Только одна маленькая проблемка: ручки двери контейнеров после дезинфекции покрываются ржавчиной. Никак не могу найти масло, чтобы убрать коррозию", — сетует хозяйственный постоялец, который даже за казенным добром следит, как за своим.

Недостатка в общении мужчина также не испытывает: с родными созванивается каждый день – телефон есть в каждом блоке.

Клиенты особого внимания

На мой следующий звонок отвечает врач одного из лотов. По его словам, в карантинной зоне особого внимания требуют беременные женщины. В настоящее время таких постояльцев пять.

"Если одной из них сегодня захотелось шашлыка, то вторая требует клубнику", — заметил собеседник.

Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом
Хокимият г. Ташкента
Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом

Он добавил, что для этой категории постояльцев карантинного городка предусмотрен исключительный порядок прогулок внутри лота. Отсутствие свежего воздуха может пагубно отразиться на здоровье матери и ее будущего ребенка, поэтому руководство пошло на разумные уступки.

Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом
Хокимият г. Ташкента
Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом

Рацион питания у беременных также отличается от общего, но вот клубнику врачи не рекомендуют, чтобы не вызвать аллергию.

Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом
Хокимият г. Ташкента
Блюда, которые подают в карантинной зоне под Ташкентом

Еще одна проблема — в мобильный лагерь не вызвать стоматолога. Спасаться приходится обезболивающими, но они дают лишь временный эффект.

Почти санаторий

Те, у кого никаких проблем со здоровьем нет, пытаются хоть как-то скоротать две недели в замкнутом пространстве: книги, телевизор, настольные игры. В семьях с детьми время за домашними заботами летит быстрее.

Многим такой all inclusive вполне по душе.

"Если заплатят по 100 долларов, можем еще на две недельки остаться. Тут нам все нравится, — с юмором отвечают на мой вопрос "Как поживаете?" молодые люди, которые уже третий день находятся в контейнерном городке. — А так все по распорядку: с утра заходят, измеряют нам температуру, спрашивают, есть ли проблемы. Проблема-то у нас есть: а не помогут ли нам найти работу?".

Как выяснилось, молодые люди тоже приехали из Казахстана после того, как там закрыли предприятие, где они работали.

На мой совет обратиться в госорганы для получения помощи в трудоустройстве, собеседники резонно возразили, что предлагаемая работа на 600 тысяч в месяц не позволит им прокормить большую семью — зарабатывать нужно хотя бы миллиона три.

Пока один жаловался на проблемы с работой, его сосед по несчастью вдруг перебил друга и попросил заказать насвая.

"Ну очень хочу, сорок лет курил", — говорит мужчина.

К пожеланиям постояльцев тут прислушиваются, но в рамках разумного. Выполняются только жизненно необходимые просьбы: не санаторий все-таки, хоть и похоже.

Побаловать "карантинных узников" могут их родные – в городок доставляются посылки с продуктами, лекарствами, средствами гигиены или, например, с книгами. Только перед отправкой гостинцев лучше предупредить информационную службу, позвонив по единому номеру +99870 201 06 10 - как-никак режимный объект. Да и карантин не вечный – можно и потерпеть без курева или вовсе бросить дурную привычку.

6003
Теги:
коронавирус, Карантин, Узбекистан
Тема:
Ситуация с коронавирусом в Узбекистане (525)
Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций

Что делать, когда импортный бензин дешевле своего и почему акциз не панацея

585
Компания "Узбекнефтегаз" предложила Минэнерго для защиты внутреннего рынка увеличить акциз на импорт бензина в четыре раза – с нынешних 5% до 20%. В Антимонопольном комитете уже заявили, что это нецелесообразно. Почему же появилась такая инициатива?

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. Рынок нефти и нефтепродуктов в Узбекистане проходит через заметные изменения. Правительство позволило фактическому монополисту "Узбекнефтегазу" формировать цены на бензин, исходя из спроса на биржевых торгах. С августа прошлого года на "рыночные рельсы" перевели АИ-91, а с мая 2020-го – АИ-80 и дизельное топливо.

Все это привело к тому, что для простых автомобилистов цены на наиболее востребованные марки бензина стали заметно ниже. В то же время подешевело и импортное топливо, но уже по другой причине.

Вмешалась глобальная пандемия коронавируса. Чтобы не допустить распространения COVID-19, властям затронутых эпидемией государств пришлось серьезно ограничить как экономическую деятельность, так и передвижения граждан, в том числе на личном и общественном транспорте. Это повлекло небывалое падение спроса на нефть, из которого и производят бензин. Кроме того, проявились разногласия среди стран-участниц соглашения ОПЕК+ по поводу дальнейшего снижения добычи "черного золота". Хоть они и были, в конце концов, разрешены, процесс падения мировых цен на нефть было уже не остановить.

Таким образом, в самом Узбекистане к настоящему времени сложилась довольно необычная ситуация – импортный бензин стоит дешевле произведенного в стране. Так, цена казахстанского АИ-92 на заправках UNG, принадлежащих "Узбекнефтегазу", составляет 5 тысяч сумов, в то время как местный АИ-91 – на 600 сумов дороже.

Чтобы не допустить потери клиентов, "Узбекнефтегаз" и предложил увеличить акцизы на импортируемое топливо – с 5 до 20%. Кроме того, есть инициатива обнулить ставку на ввоз сырья для изготовления бензина (сейчас она составляет 5%. Тем самым компания намерена "стимулировать производство нефтепродуктов на территории республики". Повышение таможенного акциза должен привести к снижению поставок бензина из-за границы, а удовлетворять спрос можно будет за счет местного топлива – с Ферганского и Бухарского НПЗ.

В краткосрочной перспективе, возможно, это сработает – спрос на бензин в стране с момента введения карантина в среднем упал на 60-65%, а в Ташкенте – на все 70-80%. Параллельно в январе-апреле, по данным Госкомстата, производство топлива в Узбекистане выросло на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сформированы излишки.

Все это позволит нормализовать ситуацию с нефтепродуктами в стране – по крайней мере, до тех пор, пока власти не снимут все карантинные ограничения. Но затем все придется возвращать обратно. Повышение акцизов на импорт и ограничение конкуренции на внутреннем рынке не смогут решить главную проблему – зависимость Узбекистана от зарубежной нефти и нефтепродуктов.

Отечественные заводы не способны производить столько бензина, сколько необходимо стране. Собственных запасов нефти также недостаточно, приходится покупать дополнительные объемы за границей – в основном в России и небольшую часть в Казахстане. Они поставляют до трети от суммарного внутреннего спроса.

Эта ситуация приводит к тому, что в Узбекистане бензин – самый дорогой в Центральной Азии. По данным аналитического издания Global Petrol Prices, один литр в Узбекистане стоит 0,65 долларов, тогда как у соседей – от 0,42 (Казахстан) до 0,50 долларов (Кыргызстан).

И это даже несмотря на то, что из государств региона только Туркменистан не испытывает потребности в импортном топливе. Просто российские производители продают бензин в Казахстан и Кыргызстан по внутрироссийским ценам (им не нужно платить экспортные пошлины, которые, к слову, снижаются из-за налогового маневра).

В случае Узбекистана все работает по-другому: российским компания приходится платить и экспортную пошлину в России, а затем и импортный акциз при ввозе в Узбекистан. В 2017 году он составлял 30% от таможенной стоимости нефтепродуктов, а с 2018-го – 5%. Из-за этого цены на внутреннем рынке Узбекистана сильно зависят от мировых цен на нефть.

Безусловно, правительство Узбекистана предпринимает шаги, направленные на наращивание собственного производства, модернизацию имеющихся промышленных мощностей и строительство новых.

До января 2020 года НПЗ освобождали от уплаты налогов на прибыли, с недавних пор упразднили госрегулирование цен на бензин, а во второй половине этого года совместно с иностранными инвесторами ожидается запуск завода по производству синтетического топлива Uzbekistan GTL.

Но даже с новыми мощностями республика пока не может полностью отказаться от от импортного бензина, а резкое повышение акцизов есть риск возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке.

С этим согласны и эксперты. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что предлагаемые меры «в целом будут на руку крупным производителям нефтепродуктов в республике». Снижается импорт – снижается и уровень конкуренции.

Проанализировав ситуацию, в Антимонопольном комитете высказались против инициативы нефтяников, усмотрев в этом риск для конкуренции и ухудшение положения потребителей. Напротив, идет работа по выравниванию ставок акцизов, которые платят отечественные производители и импортеры. Как заявили в Минфине, сейчас этот вопрос прорабатывается совместно со всеми заинтересованными ведомствами.

Впрочем, подобные защитные механизмы принимаются и в других странах мира. Так, 25 мая правительство России вовсе запретило до 1 октября 2020 года закупки бензина за границей – все из-за того, что сейчас завозное топливо, как и в Узбекистане, стало дешевле отечественного.

Но есть и разница: российские производители способны сами полностью обеспечить внутренний рынок бензином, а НПЗ Узбекистана – нет. Кроме того, в России эта мера имеет временный характер, а инициатива "Узбекнефтегаза" (по крайней мере, в нынешнем ее виде) – нет. И это при том, что простое повышение акцизов на импорт вряд ли сможет помочь Узбекистану нарастить выпуск собственного автомобильного топлива.

В других странах, к слову, также применяются ввозные пошлины на бензин – например, в ЕС установлена общая ставка в 4,7% от таможенной стоимости топлива с октановым числом менее 95.

В США на фоне нефтяного кризиса и падения спроса на моторное топливо также заявляли о планах по введению высоких пошлин на нефтепродукты из России и Саудовской Аравии. Однако аналитики уверены, что это повлечет еще больший кризис на внутреннем рынке.

Но в целом в более развитых странах уровень защиты внутреннего рынка от иностранных производителей меньше, чем в развивающихся – в отличие от последних они способны сохранить стабильность экономики, применяя чисто рыночные механизмы.

585
Теги:
Узбекнефтегаз, Антимонопольный комитет Узбекистана, пошлины, топливо, акцизы, бензин, Узбекистан

Нужно ли получать разрешение на использование солнечных батарей Минэнерго

308
Физические лица свободно могут использовать солнечную энергию для своих нужд. Владельцы солнечных батарей даже могут расчитывать на льготы.

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В последнее время в соцсетях стали распространяться слухи о том, что для того, чтобы использовать солнечную энергию для личных целей (например, солнечные батареи для освещения дома), якобы нужно получать разрешение и платить налоги.

В Министерстве энергетики опровергли данную информацию.

"Физическим лицам, использующим солнечную энергию в своих домах, никаких разрешений не требуется", — отметили в ведомстве.

Кроме того, данные граждане могут рассчитывать на стимулирующие льготы. 

"В случае, когда они используют только ВИЭ, то есть с  полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, дано освобождение от налога на имущество физических лиц и от земельного налога сроком на три года (начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии)", — говорится в заявлении Минэнерго.

Однако солнечными батареями или панелями граждане пользуются не только в личных целях. Речь идет о производителях "для нужд юридических и физических лиц через локальную сеть и производители, поставляющие электроэнергию ВИЭ в единую энергосистему".

Говоря простым языком, это — предприниматели, которые производят солнечную энергию с целью заработка. Как заявили в Минэнерго, государство не только не принуждает их к каким-либо выплатам, но и всячески поддерживает.

"Законодательством с целью поддержки таких предпринимателей дано им право заключения договоров на создание локальных электрических сетей из ВИЭ и продажу электроэнергии юридическими и физическими лицами по взаимосогласованным ценам", — говорится в сообщении.

Производители, поставляющие электроэнергию из ВИЭ в единую энергосистему, соответственно, имеют право на гарантированное подключение к ней.

Между тем в Минэнерго отметили, там, где речь идет о бизнесе, действуют законы бизнеса.

Какие еще дополнительные льготы предусмотрены для использующих ВИЭ?

  • С начала этого года физлицам будет компенсироваться треть расходов на приобретение при установке в домах солнечных фотоэлектрических станций (но не более 3 млн сумов), солнечных водонагревателей (не более 1,5 млн сумов), а также энергоэффективных газогорелочных устройств (не более 200 тысяч сумов).
  • Предоставляются компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования.

Сейчас Минэнерго активно разрабатывает нормативно-правовую базу для дальнейшего развития сферы возобновляемых источников энергии и создания еще большего количества льгот для населения и предпринимателей.

308
Теги:
Солнечная энергия, солнечная батарея, Министерство энергетики

В России переименовали реку с неприличным названием

713
Река протекает в Адлерском районе Сочи, рядом с дорожным указателем "Река Херота" любили фотографироваться гости курорта.

ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. В Сочи местные власти решили вернуть реке, протекающей в Адлерском районе, первоначальное название, и дело здесь совсем не в желании восстановить историческую справедливость.

Речь идет о реке Херота, которая стала центром притяжения туристов из-за своего неблагозвучного названия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Поставь правильно ударение 😅😅😅Пишите в коментах #река #рекавадлере #херота #рекахерота

Публикация от Недвижимость Сочи (@aleksandr_butintsev)

Ее было решено переименовать в Хороту, сообщили в пресс-службе городского собрания.

"Вопрос о названии реки Херота неоднократно поднимался общественностью и краеведами, и оброс разного рода мифами, например, о том, что географический термин "Херота", якобы, появился из-за располагавшейся здесь в годы Кавказской войны некой Десятой роте", — говорится в сообщении.

Было проведено тщательное исследование различных исторических источников, в результате чего выяснилось, что эту реку гораздо чаще называли "Хорота", хотя также можно было услышать "Хирота", "Хуарота" и "Хвирта".

Окончательную ясность в данный вопрос внес Российский государственный военно-исторический архив. 

"На карте восточного берега Черного моря от реки Кубани до реки Кодор рядом с укреплением Святого Духа на мысе Константиновском значится река Хорота. Данная карта была составлена в 1839 году на основании инструментальных и глазомерных съемок, произведенных во время экспедиций  в 1836, 1837 и 1838 гг. и подписана начальником штаба войск Кавказской линии и Черномории флигель-адъютантом Его Императорского Величества полковником А.С. Траскиным", — написал глава военно-исторического архива Александр Приютов.

Таким образом, исчезла одна из неофициальных российских достопримечательностей, которая притягивала туристов с чувством юмора.

713
Теги:
Россия, Сочи, река